Найти тему

Винтики или Личности: кто выигрывает войны?

Посмотрела подряд «1945» (Венгрия) и «Хроники Мелании» (Литва). Смотрела и думала: что царапает глаз, по сравнению с нашими обезлюдевшими послевоенными деревнями? Огромное количество упитанных здоровых мужиков призывного возраста. Живут  зажиточно, одеты добротно — несмотря на то, что находились в эпицентре страшной войны. Мама рассказывала: самые страшные годы были после победы. Маленькие дети умирали от голода у иссохших материнских грудей. В это самое время советские военные кухни раздавали бесплатные похлёбки в Берлине. 

 В первом фильме советские солдаты показаны скалящимися зверьками. Во втором — людьми-роботами. Среди жителей русских деревень и городов не встретите ни одного человеческого лица. Самый гуманный, добрый — пленный фашист. Пожалел котёнка, которого чуть не удавили русские. Она греет немца своим телом, чтобы не умирал. Единственная родная душа.

И вот ради этих гибли в мясорубке войны наши оторванные от сох и станков мужики? Из-за этих бюргеров удобряли чужую землю своими юными телами русские мальчишки и девчонки, вчерашние школьники и школьницы?!   

Что больней вдвойне: и венгерский, и латвийские фильмы сделаны проникновенно, глубоко, талантливо. А у нас после перестройки почему-то духовно и талантливо получается только ненавидеть и разносить в пух и прах российскую действительность.   

Свернуть )

В книжном шкафу лежит зачитанный до дыр роман Ольги Кожуховой "Ранний снег". Она служила санинструктором. "Кто-то очень бережёт себя — и Гитлер приходит к власти. Кто-то жалеет, что убьют его нежную, тёплую плоть — и без боя сдана фашистам цветущая Франция. Кто-то прячет голову — и бежит из Голландии, из Дюнкерка, из Греции... И теперь фашисты убивают нас". Так думает санитарка под Смоленском, глядя на торчащую из снега стылую восковую женщину с отрезанной грудью.

...Книга Виктора Астафьева «Прокляты и убиты». Батальные сцены — на уровне "Войны и мира". Даже сильнее, ведь автор сам воевал, сам тянул телефонный провод под бомбами и пулями. Под смертью. 

Шёл 44-й год. Фрицев гнали, успех войны был практически предрешён. Достаточно бы лишнего дня артподготовки - и десятки тысяч солдат остались бы живы. Однако высшее командование спешило отчитаться о военном успехе. Почёт, слава, ордена, одобрение Кремля и лично товарища Сталина. Такова цена человеческих винтиков.

Переправа через реку. Роты шли волнами. Вернее, слоями. Нужно было устлать речное дно трупами, чтобы следующим ротам попытаться переправиться на вражеский берег. Второй, третий, четвёртый настил из раненых тел и утопленников — новые роты. Следующее наслаивание из тел... Человеческий, людоедский торт. 

Не крики "Ура!" и "За Сталина!" — а мальчишеские вопли: "Ма-а-ама!" "Караул!" "Помогите!" Окрашенные кровью фонтаны воды с кишками и частями тел. 

Назад не повернёшь — в кустах сидят здоровые тренированные мужики из заградотрядов, держат мальчишек на мушке. Солдатики шли, прекрасно зная, что идут не воевать, а умирать. Стать очередным "слоем" трупов. Ввинтиться в живой тёплый мост.

Будь русские партизаны Личностями - решились бы взрывать мосты, зная, что разъярённые фрицы будут мстить и жечь заживо целые деревни? Нет, они стали бы рефлексировать, рассуждать о добре и зле, о причинно-следственных связях, о невинно убиенных женщинах и детях, о слезинке ребёнка. А некогда было рассуждать-то. Тут или ты врага, или враг тебя.

....Будь красноармейцы Личностями — победили бы мир фашизм? Личность — это прежде всего чувство собственного достоинства, ревностное соблюдение прав, самоуважение, любовь к своему здоровью, к своей драгоценной, единственной и неповторимой жизни. Что и делали жители Франции, Греции, Венгрии. 

Американцы, например, с их непомерным эго, плохие солдаты. Они надуты трепетной бережливостью к себе, любимым: попробуй ущеми, тронь.

 Как тряслись над своими уютными, налаженными жизнями европейцы. А что евреев жгут живьём как больных ящуром коров — что ж... Можно плотнее захлопнуть ставни и дышать через мокрый носовой платок. И присвоить их часовой, обувной, портняжный, ювелирный и прочий мелкий еврейский бизнес.

***

Так винтики или Личности выигрывают войны? 

«Если завтра война, если враг нападёт, если тёмные силы нагрянут» — солдаты в бою должны чувствовать себя винтиками единого организма — только тогда победа будет за нами. Но государство должно прямо противоположно относиться к  своим солдатам. Как к Личностям. Солдаты, идя в бой, должны быть уверены, что их не бросят тоннами сырья в мясорубку, просто потому что завтра 7 ноября или командарм хряпнул лишнюю бутылку трофейного шнапса.

Идеальный расклад: солдаты должны считать себя винтиками, а государство своих солдат — Личностями.

Лучшие солдаты — израильские. Знаете почему?  Они винтики армии одной маленькой страны. Но они знают, что для своей страны они Личности. Что страна ценит их жизни дороже золота. Помните, как одного пленного рядового израильтянина обменяли на двадцать (кажется?) террористов. И, идя в бой, солдаты готовы за такую страну отдать жизни. С готовностью становятся винтиками.

Без дула, которое тычет в висок, без заградотрядов в кустах и показательных расстрелов перед строем.

***

ВЫ НЕ СЛУЧАЙНО ЗАШЛИ НА МОЮ СТРАНИЦУ! РАДА ВИДЕТЬ ВАС В СВОИХ ПОДПИСЧИКАХ!