“Убийство в “Восточном экспрессе” один из самых известных детективов Агаты Кристи. Он экранизировался пять раз. Правда, из этих адаптаций три являются телевизионными. Поэтому сегодня мы сведем в бескомпромиссном поединке две версии, снятые для широкого экрана: фильмы 1974 года Сидни Люмета и 2017 года Кеннета Браны. Чье же “Убийство” лучше?
Оценка зрителей
По традиции учтем восприятие как отечественной публики, так и зарубежной. Поэтому первая оценка - это средний балл “Кинопоиска”, вторая - с IMDb. Нередко предпочтения россиян и западных зрителей заметно различаются. Впрочем, не в этот раз.
1974 - 7,7 и 7,3
2017 - 6,7 и 6,5
Счет после первого раунда:
1974 - 15
2017 - 13,2
Награды
Оба фильма сняты с участием американцев. Только в первом случае их партнерами были британцы, а во втором - мальтийцы. Картине Кеннета Браны особо нечем похвастаться в плане признания профессиональным сообществом. А вот фильм Люмета получил несколько призов Британской киноакадемии. Но выделим прежде всего успех Ингрид Бергман, которая за лучшую женскую роль второго плана получила своей третий “Оскар”.
1974 - 3
2017 - 0
Счет после второго раунда:
1974 - 18
2017 - 13,2
Сборы
Сколько заработало “Убийство” в 1974 году за пределами США, мы не знаем. Есть данные только по американскому прокату. При бюджете в полтора миллиона фунтов стерлингов камерный детектив собрал 27,6 миллиона долларов.
По недавней экранизации доступна более подробная статистика. 352,7 миллиона долларов составили сборы при затраченных на производство $55 миллионах.
Так как между двумя фильмами большая временная разница, сравнивать цифры дохода без учета затрат будет совсем уж некорректно. Узнать соотношение курса доллара к фунту стерлингов на осень 1974 года проблематично, поэтому для расчетов воспользуемся сегодняшними показателями. Погрешность не будет чересчур большой. Так вот фильм Браны окупился шесть раз, а лента Люмета - почти 14 раз. Однако 300 миллионов “зеленых” - это очень серьезно. Все-таки при больших затратах тяжело добиться многократной отдачи. Поэтому здесь отдадим первенство более молодому претенденту.
1974 - 0
2017 - 1
Счет после третьего раунда:
1974 - 18
2017 - 14,2
Звездность актерского состава
Популярнейшие артисты собрались в вагоне поезда в 1970. Не менее прославленные деятели искусства работали на фоне хромакея в наши дни. У Люмета снялись Ванесса Редгрейв, Майкл Йорк, Ингрид Бергман и Шон Коннери. Кеннет Брана снял самого себя, а также Пенелопу Крус, Уиллема Дефо, Джуди Денч, Джонни Деппа и Мишель Пфайффер.
1974 - 1
2017 - 1
Счет после четвертого раунда:
1974 - 19
2017 - 15,2
Спецэффекты
В 70-х знали монтаж, пиротехнику, каскадеров и традиционную анимацию. Компьютеры только готовились подложить свинью киноискусству. Поэтому у Люмета все скромно, но все натурально: поезд - это, действительно, локомотив с вагонами. Снег - это в самом деле выпавшие осадки. А у Браны уже есть современные технологии. Поэтому паровоз у него нарисованный, заснеженные горы - тоже созданы при участии программистов. Ну ладно бы это было так, что никто не заметит. Но нет, прекрасно видно, где мультфильм, а где натурная съемка. Поэтому в соревновании спецэффектов выигрывает фильм без спецэффектов!
1974 - 1
2017 - 0
Счет после пятого раунда:
1974 - 20
2017 - 15,2
Художественные достоинства
Брана всячески старается угодить изнеженному зрителю, делает фильм как можно более напряженным. И ему это удается. Даже есть драка с участием Эркюля Пуаро - не особо известного бойца в мире литературы и кино. Ради эффектности режиссер жертвует целесообразностью. Например, результаты своего расследования сыщик сообщает пассажирам, рассаженным под сводами туннеля. Конечно, ведь это намного “удобнее”, чем собрать их в теплом вагоне-ресторане.
Сидни Люмет делает более традиционный английский детектив. При этом постановщик не забывает сделать отсылки к собственному дебюту “Двенадцать разгневанных мужчин”. На теле жертвы ровно 12 ударов ножом - и столько же подозреваемых, которые вынесли свой смертный приговор.
Но каждый из пассажиров в фильме 2017 года получился более рельефным: мы успеваем лучше почувствовать героев. В старой версии же они скорее просто дают показания Пуаро.
В картине 1974 года все актеры белые. Сегодня в США так нельзя. Впрочем, привлечение Браной для роли доктора чернокожего исполнителя не сильно противоречит логике. Хотя в 1930-х годах в Англии было не так много негров-врачей, как сегодня, тем не менее такое все же могло быть. Уж намного уместнее здесь, чем в историях про Робина Гуда. И тем более, чем в американской экранизации Библии, где роль еврейского силача Самсона сыграл негр.
1974 - 1
2017 - 1
Итоговый счет:
1974 - 21
2017 - 16,2
А вам какая экранизация понравилась больше?
Кинодуэль: два фильма о Ганнибале Лектере
Кинодуэль: 4 версии "Тихого Дона"