Найти в Дзене
Роман Апрелев

Кинодуэль: “Убийство в “Восточном экспрессе”

Оглавление

“Убийство в “Восточном экспрессе” один из самых известных детективов Агаты Кристи. Он экранизировался пять раз. Правда, из этих адаптаций три являются телевизионными. Поэтому сегодня мы сведем в бескомпромиссном поединке две версии, снятые для широкого экрана: фильмы 1974 года Сидни Люмета и 2017 года Кеннета Браны. Чье же “Убийство” лучше?

Некоторые персонажи в новой экранизации оказались глубже проработанными
Некоторые персонажи в новой экранизации оказались глубже проработанными

Оценка зрителей

По традиции учтем восприятие как отечественной публики, так и зарубежной. Поэтому первая оценка - это средний балл “Кинопоиска”, вторая - с IMDb. Нередко предпочтения россиян и западных зрителей заметно различаются. Впрочем, не в этот раз.

1974 - 7,7 и 7,3

2017 - 6,7 и 6,5

Счет после первого раунда:

1974 - 15

2017 - 13,2

В роли Эркюля Пуаро 70-х - Альберт Финни
В роли Эркюля Пуаро 70-х - Альберт Финни

Награды

Оба фильма сняты с участием американцев. Только в первом случае их партнерами были британцы, а во втором - мальтийцы. Картине Кеннета Браны особо нечем похвастаться в плане признания профессиональным сообществом. А вот фильм Люмета получил несколько призов Британской киноакадемии. Но выделим прежде всего успех Ингрид Бергман, которая за лучшую женскую роль второго плана получила своей третий “Оскар”.

1974 - 3

2017 - 0

Счет после второго раунда:

1974 - 18

2017 - 13,2

Замечательный актерский состав в железнодорожном составе
Замечательный актерский состав в железнодорожном составе

Сборы

Сколько заработало “Убийство” в 1974 году за пределами США, мы не знаем. Есть данные только по американскому прокату. При бюджете в полтора миллиона фунтов стерлингов камерный детектив собрал 27,6 миллиона долларов.

По недавней экранизации доступна более подробная статистика. 352,7 миллиона долларов составили сборы при затраченных на производство $55 миллионах.

Режиссер Кеннет Брана решил сам сыграть Пуаро
Режиссер Кеннет Брана решил сам сыграть Пуаро

Так как между двумя фильмами большая временная разница, сравнивать цифры дохода без учета затрат будет совсем уж некорректно. Узнать соотношение курса доллара к фунту стерлингов на осень 1974 года проблематично, поэтому для расчетов воспользуемся сегодняшними показателями. Погрешность не будет чересчур большой. Так вот фильм Браны окупился шесть раз, а лента Люмета - почти 14 раз. Однако 300 миллионов “зеленых” - это очень серьезно. Все-таки при больших затратах тяжело добиться многократной отдачи. Поэтому здесь отдадим первенство более молодому претенденту.

1974 - 0

2017 - 1

Счет после третьего раунда:

1974 - 18

2017 - 14,2

Звездность актерского состава

Популярнейшие артисты собрались в вагоне поезда в 1970. Не менее прославленные деятели искусства работали на фоне хромакея в наши дни. У Люмета снялись Ванесса Редгрейв, Майкл Йорк, Ингрид Бергман и Шон Коннери. Кеннет Брана снял самого себя, а также Пенелопу Крус, Уиллема Дефо, Джуди Денч, Джонни Деппа и Мишель Пфайффер.

-5

1974 - 1

2017 - 1

Счет после четвертого раунда:

1974 - 19

2017 - 15,2

Спецэффекты

В 70-х знали монтаж, пиротехнику, каскадеров и традиционную анимацию. Компьютеры только готовились подложить свинью киноискусству. Поэтому у Люмета все скромно, но все натурально: поезд - это, действительно, локомотив с вагонами. Снег - это в самом деле выпавшие осадки. А у Браны уже есть современные технологии. Поэтому паровоз у него нарисованный, заснеженные горы - тоже созданы при участии программистов. Ну ладно бы это было так, что никто не заметит. Но нет, прекрасно видно, где мультфильм, а где натурная съемка. Поэтому в соревновании спецэффектов выигрывает фильм без спецэффектов!

Портфель и шляпы, к счастью, настоящие
Портфель и шляпы, к счастью, настоящие

1974 - 1

2017 - 0

Счет после пятого раунда:

1974 - 20

2017 - 15,2

Художественные достоинства

Брана всячески старается угодить изнеженному зрителю, делает фильм как можно более напряженным. И ему это удается. Даже есть драка с участием Эркюля Пуаро - не особо известного бойца в мире литературы и кино. Ради эффектности режиссер жертвует целесообразностью. Например, результаты своего расследования сыщик сообщает пассажирам, рассаженным под сводами туннеля. Конечно, ведь это намного “удобнее”, чем собрать их в теплом вагоне-ресторане.

-7

Сидни Люмет делает более традиционный английский детектив. При этом постановщик не забывает сделать отсылки к собственному дебюту “Двенадцать разгневанных мужчин”. На теле жертвы ровно 12 ударов ножом - и столько же подозреваемых, которые вынесли свой смертный приговор.

Но каждый из пассажиров в фильме 2017 года получился более рельефным: мы успеваем лучше почувствовать героев. В старой версии же они скорее просто дают показания Пуаро.

-8

В картине 1974 года все актеры белые. Сегодня в США так нельзя. Впрочем, привлечение Браной для роли доктора чернокожего исполнителя не сильно противоречит логике. Хотя в 1930-х годах в Англии было не так много негров-врачей, как сегодня, тем не менее такое все же могло быть. Уж намного уместнее здесь, чем в историях про Робина Гуда. И тем более, чем в американской экранизации Библии, где роль еврейского силача Самсона сыграл негр.

1974 - 1

2017 - 1

Итоговый счет:

1974 - 21

2017 - 16,2

А вам какая экранизация понравилась больше?

Кинодуэль: два фильма о Ганнибале Лектере

Кинодуэль: 4 версии "Тихого Дона"