В настоящее время производители вагонов стремятся повысить грузоподъемность выпускаемых вагонов, но при этом стараются снизить массу тары вагона. Все это сопровождается ограничениями по нагрузке на ось и габаритным очертаниям.
Этот пост о новых вагонах-цистернах, которые имеют необычную конструкцию.
Речь идет о сочлененных цистернах имеющих два котла опирающихся на три двухосные тележки.
Грузоподъемность такого вагона 91 тонна, а суммарный объем котлов 163,1м³.
Вообще сочлененные вагоны имеют ряд преимуществ. Это и их грузоподъемность, которая превышает типовой четырехосный вагон в полтора раза. Так же тарификация перевозки такого вагона расчитывается из условий применяемых к обычному парку, так как сочлененные вагоны-цистерны являются короткобазными.
Каких либо ограничений по эксплуатации таких вагонов на сети РЖД нет. Имеются незначительные требования по погрузке и по обслуживанию и ремонту. Особенность ремонта заключается в том, что сочлененный вагон-цистерна имеет шарнирный узел, который имеет ограничения по углам поворота в обеих плоскостях
Принципиальным отличием сочлененного вагона цистерны является то, что из конструкции исключена хребтовая балка, которая в типовых вагонах воспринимает на себя тягово-ударные нагрузки и служит для крепления тормозного и автосцепного оборудования. В сочлененной цистерне все нагрузки воспринимает сам котел. На нем же устанавливается все оборудование.
Тормозная система - потележечная, то есть пневматический цилиндр установлен на каждой тележке свой.
Так как железнодорожные цистерны перевозят опасные и легковоспламеняющиеся грузы, то к качеству изготовления котла и сварным швам отводится повышенное внимание. А учитывая тот факт, что у сочлененных вагонов-цистерн котел еще и воспринимает динамические нагрузки, то в процессе производства сварные швы подвергаются многоступенчатой системе контроля и испытаний.
Сочлененные вагоны-цистерны получили сертификат соответствия нормам безопасности в начале 2019 года. Возможно скоро они появятся на железных дорогах нашей страны.
На этих вагонах производители не останавливаются. Скоро отправятся на сертификацию другие типы сочлененных вагонов.