Сегодня в корпоративном секторе назрела предреволюционная ситуация. Верхи не могут, низы не хотят: Акционер жаждет прибыли и роста, но топ-менеджмент не может достичь результата. Сотрудники не верят в компанию, не хотят работать по-прежнему и уходят к другим. Акционеры теряют время, деньги и нервы, и хотят выяснить: кто виноват и что делать?
Наш мир, как океан, нестабилен и каждый час меняется. Высокие волны информации и цифровизации обрушиваются на нас и цунами кризисов размывают берега старых представлений о мире. На дно идут бывшие лидеры и тянут за собой других. На плаву остаются только те, кто способен почувствовать ветер перемен и словить свою волну успеха.
Появляется всё больше мест, где раздается веселый смех от адреналина и процветания. Это свободные группы сёрфингистов ищут самые высокие волны и достигают успеха на гребне волны. Но как ни странно, на современных корпоративных лайнерах с мощными двигателями, до сих пор используются рабы на галерах.
Передовые компании привлекают инвестиции, внедряют новые технологии, переходят в онлайн, всё знают, изучают, измеряют и считают, но почему-то "крокодил не ловится и не растет кокос". Компании за технологиями не видят людей.
Обратите внимание на главный фактор в бизнесе - это люди и их настроения. Формального подхода уже недостаточно. Не бросайте сотрудникам кости тимбилдингов, ваши обещания высоких бонусов и подачки в виде соцпакетов, девальвировались. Новая твёрдая валюта, благодаря которой будет развиваться ваша компания, должна быть привязана к чувствам и стремлениям людей.
В настоящее время веками проверенные методы управления, основанные на страхе и манипуляциях, не работают. Переходите от насилия к любви. Сотрудники новой эпохи ищут свое предназначение в жизни, а не на работе. За пределами компаний много альтернатив для достойного заработка и самореализации. Как не парадоксально, но в век роботизации и искусственного интеллекта на первый план выходят чувства и эмоции живого человека. Кто не будет учитывать чувства и интересы сотрудников, тот будет обречен на провал в бизнесе.
Чтобы "невидимая рука" рынка не скрутила головы СЕО и не опустошила карманы акционеров, настало время совершать культурные революции для успеха компаний.
Качественные изменения в формировании и развитии корпоративных культур могут привести к повышению прибыли компаний на 30% в год и в перспективе повлиять на экономический рост стран.
Ведь корпоративная культура развивает человеческий капитал, чтобы увеличивался собственный капитал компаний. Культура в организациях становится мощным инструментом для развития бизнеса и ключевым объектом стратегического управления компанией для топ-менеджмента.
Как совершить культурную революцию для успеха компании?
В умных корпорациях культурные революции инициируются сверху. Её истинная цель - сделать владельцев компаний богатыми и успешными, а их бизнес – эффективным и прибыльным.
Для этого вам необходимо создать уникальную социальную среду в компании. Она не должна формироваться стихийно, ей нужно управлять и осознанно развивать на основе ценностей и моделей поведения людей.
Культурная революция - это преобразование стратегического видения и смена корпоративных ценностей, направленных на исполнение миссии компании и достижения бизнес результатов.
Это процесс обновления целей и смыслов, освобождения от устаревших представлений, стереотипов сознания, которые мешают успешно развиваться каждому сотруднику и компании.
Успех совершения культурной революции зависит от следующих элементов и факторов:
1. Представьте будущее
Формирование и трансформация корпоративной культуры начинаются с мечты, идеи и видения владельца - представления идеального образа уже процветающей и развитой компании на пике своей мощи.
2. Осознайте пользу
Первые семена корпоративной культуры сеются на почве миссии компании. От предназначения компании для человека и общества произрастают корпоративные ценности. Сформулируйте миссию компании.
3. Дайте гарантии
Ценности компании для сотрудников являются гарантией корпоративной справедливости и их успешного будущего и развития. Поэтому лучше позаботиться о том, чтобы ценности были известны всем и каждому в компании. Ценности – это идеальные модели поведения и компетенций сотрудников, реализацию и соблюдение которых горячо приветствует и поддерживает компания.
4. Продумайте перспективы развития
Корпоративная культура не может создаваться в отрыве от стратегических планов и целей компании, она должна быть поставлена на службу стратегии развития. Также стратегия не может быть разработана без учета культуры в организации, так как она является важнейшей частью построения будущего компании. Главное условие, корпоративная культура должна приносить прибыль.
5. Выберите или станьте вождём культурной революции
Культура в коллективе - это тонкая материя, это атмосфера и дух, которые полностью зависят от каждого сотрудника в компании. Наибольшее влияние на корпоративную культуру имеет первый руководитель компании. Корпоративная культура - это портрет СЕО компании. Хотите понять и диагностировать культуру в организации, изучите ее главного носителя и распространителя. Хотите узнать первого руководителя, посмотрите на культуру, сложившуюся в компании. Какую компанию вы хотите построить, такого СЕО и приглашайте.
6. Определите главных революционеров
Главные революционеры - это владелец, первый руководитель, команда топ-менеджеров и HR, руководители подразделений и регионов, корпоративные коммуникаторы, волонтеры и сотрудники.
Для совершения культурной революции создайте команду по развитию культуры, поддерживайте лояльные сообщества сотрудников, проводите специальные мероприятия с привлечением волонтеров.
7. Наймите профессиональных агитаторов
Вам нужны корпоративные коммуникаторы - это специалисты по внутренним и внешним коммуникациям. От них зависит продвижение ценностей компании, работа корпоративных СМИ и информированность коллектива и общества о компании. Они будут создавать новостные поводы, планировать и реализовывать внутренний медиаплан, организовывать мероприятия, строить HR-бренд и прочее.
8. Создайте корпоративные СМИ
В зависимости от специфики деятельности компании, ее масштабов и коллектива, создавайте электронные и печатные внутренние СМИ. Это журналы, газеты, информационные плакаты, каналы в мессенджерах и соцсетях, LED дисплеи в офисах и внутренний сайт компании.
Сделайте внутренний сайт компании в виде мобильного приложения с открытым для всех сотрудников доступом 24/7. Так сотрудники будут контактировать с компанией и друг с другом в любое время и в любом месте. Наполните каналы интересным контентом для вашей внутренней целевой аудитории.
9. Вознаграждайте героев
Проанализируйте стратегические направления развития компании и выявите самые важные из них. Каждое направление может олицетворять определенный герой. Если посмотреть на советский опыт, то солдат-защитник был символом обороноспособности страны. Поэтому в то время любой солдат и офицер пользовались большим уважением в обществе. Олицетворением аграрного сектора и продовольственной безопасности была обычная крестьянка, колхозница, мать-кормилица. Рабочий был воплощением индустриализации экономики, космонавт был символом научно-технического прогресса. Четыре героя – четыре главных стратегических направления развития страны. Героев нужно носить на руках и повышать в должности. Они мотивируют на успех других сотрудников и являются примерами для подражания.
10. Создайте альтернативные условия для самореализации талантов
Сотрудник, который на своем месте, обычно доволен и работает минимум за троих. Чаще всего нелояльный, неудовлетворенный и не вовлечённый сотрудник занимается не своим делом. Ставьте новые задачи для всех. Развивайте сотрудников новыми вызовами, а не семинарами. Создавайте альтернативные условия для самореализации сотрудников. Любое проявление таланта сотрудника и его оценка, в области даже не связанной с его профессиональной сферой, повышает его эффективность труда. Задача руководителей создавать условия для раскрытия навыков и новых состояний сотрудников, находить алмазы и делать из них бриллианты.
11. Проводите корпоративные мероприятия с фокусом на бизнес
Тимбилдинги с приглашением всевозможных аниматоров для взрослых, не строят команды. Построение команд должно происходить внутри компании органически, при работе над новыми вызовами и под руководством лидеров команд. Если ваши руководители не могут создавать и развивать команды, значит они не на своем месте.
На корпоративных мероприятиях продвигайте ценности, награждайте за результаты героев, которые им соответствуют. Давайте сотрудникам ясную картину будущего и ваши ожидания, призывайте сотрудников к развитию и самореализации. Превратите корпоративный вечер в эффективную презентацию достижений и успехов компании. Не говорите о негативных моментах, они деструктивно влияют на настроение коллектива и будущее компании. Все знают свои слабые стороны, нет смысла в публичной порке. Вовлекайте сотрудников действовать только через позитивные установки. Не угрозы, а надежды двигают команды к высоким результатам. Объявляйте и запускайте новые конкурсы для развития бизнеса с дистанцией от одного корпоративного мероприятия до другого.
12. Измеряйте результаты культурной революции
Разработайте план совершения культурной революции. Составьте бюджет расходов и доходов. Установите целевые показатели и образ идеального результата. Перед началом революции замерьте статус-кво. Проведите анализ вовлеченности, лояльности и удовлетворённости персонала. Сведите статистические данные по рынку труда и компании – текучка кадров, причины ухода, конкурс на одно место и прочее. Возьмите все показатели по бизнесу и качеству обслуживания. Сделайте снимок всех метрик в начале, в промежутке и в конце культурной революции. Сравните динамику изменений и сделайте выводы о достижениях культурной революции.
P.S. Совершайте культурную революцию и открывайте новые возможности для успешного развития своей компании. После обновления целей и смыслов не должно остаться понятий «Верхи» и «Низы». Когда цели ясны и все занимаются с удовольствием своим делом, когда действуют единые справедливые правила, тогда паруса компании наполняются мощным попутным ветром.
Смелые, умные и гибкие компании, замечая малейшие изменения на поверхности новой реальности, седлают волну и на её гребне с радостью плывут к своему процветанию.
Делитесь знаниями со своими друзьями и партнерами. Делайте мир вокруг себя лучше каждый день.
Динмухамед Табылды