Найти тему
Наша Психология

«Зеленая книга»: премия Оскар за лучший фильм

На премии Оскар, прошедшей в 91-й раз в конце февраля, награда за лучший фильм вручена трагикомедии «Зеленая книга».

Сюжет фильма знаком нам с детства, когда многие обливались слезами, закрывая последние страницы романа Бичер Стоу «Хижина дяди Тома» и раздумывая о невыносимых для человека страданиях в рабстве. Четыре столетия рабства в Америке давно закончились, но расовые проблемы остались до наших дней.

Герои фильма (режиссер Питер Фарелли) убеждаются в этом, отправившись в тур по стране в 1962 году. Обыгранная в названии «Зеленая книга» в действительности являлась справочником для негров-автомобилистов и предупреждала водителей с темной кожей о необходимости правильно определиться с заправками, отелями и прочим сервисом, чтобы не попасть на территорию для белых. В те годы темнокожим людям запрещалось учиться вместе с белокожими, ездить на транспорте, пользоваться услугами можно было в строго определенных местах. Юридически вето было отменено в 1964 году, но протесты против дискриминации продолжаются и в наши дни.

Сценарий написан по реальным событиям, происходившим с известным музыкантом, который отправлял о своих «приключениях» жене подробные письма.

В кинофильме в дальний путь отправляются известный классический пианист Дон Ширли и ставший его водителем громила – итальянец Тони Болтун, работавший вышибалой в развлекательном клубе и вполне оправдывающий свое прозвище на деле. Вигго Мортенсен и Али Махершала Али все время держат зал в напряжении, заставляют страдать и смеяться вместе с ними. Иначе быть не может.

В безвыходной ситуации безработицы белый «люмпен» вынужден согласиться на предложение рафинированного светского льва с черной кожей отправиться в турне. Путешествие приносит столь разным людям немало переживаний не только из-за личных привычек и характера, но и творящейся на юге сегрегации и несправедливости, что в конце концов сплачивает их. Оба понимают, что «насилием ничего не добиться, победить можно, лишь сохранив достоинство».

Психологическое понимание друг друга приходит к нашим героям нелегко и не сразу. Но вот мы уже смеемся шуткам и как будто стараемся подтолкнуть их к взаимопониманию. «То есть я недостаточно черный, и недостаточно белый… Скажи, Тони, кто я такой на самом деле?» – обращается к своему телохранителю ранимый артист.

Интрига в отношении главного героя сохраняется долго. Кто он в действительности? Границы его личности меняются на протяжении фильма.

Безусловно, нам он близок как выпускник Ленинградской консерватории, близки его эстетические взгляды и блестящие импровизации на инструменте. Но в своей кровной среде он оказывается чужаком, тем более когда консервативная Америка узнает о его «неправильной» ориентации.

Образованный и человечный афроамериканец оказывается одиночкой, не умеющим сделать первый шаг к сближению. И тогда на выручку приходит непредсказуемый Тони, как оказывается совсем не болтун, а верный и надежный друг.

Своими действиями они подсказывают путь, как проститься с расизмом и гомофобией в своей душе и в целом мире.

На наших глазах две противоположные по духу личности проявляют чудеса толерантности и отвергают лицемерие общества, это объединяет и поддерживает в трудные времена бесконечно одаренного музыканта и сурового работягу.

Режиссер фильма Питер Фарелли объяснил этот сложный процесс совершенствования личности просто: «Вся эта история – она о любви друг к другу».

Автор: Александра Фатеева, журналист, социолог, кандидат исторических наук, доцент