Найти в Дзене
Все о грузовиках – Trucksplanet

Странный трактор МАЗ: разбрасыватель удобрений МВУ-30

Во времена Советского Союза инженеры разрабатывали огромное количество инновационной техники, большая часть из которой так и оставалась в виде нескольких выпущенных прототипов. Но все слушали партийные задания: раз партия сказала - значит надо выполнять.

Так получилось и с МВУ-30 - уникальной трехколесной машиной, разработанной белорусскими инженерами, которая могла удобрять почву самыми разными средствами.

Как обычно это бывало в Советском Союзе, для новой единицы техники постарались задействовать как можно больше существующих предприятий. Например, раму производили на заводе МАЗ, а трансмиссию делали в Ярославле.

МВУ-30 с кузовом для внесения жидких комплексных удобрений и химикатов
МВУ-30 с кузовом для внесения жидких комплексных удобрений и химикатов

Идея этого проекта возникла после поездки заместителя Председателя Совета министров БССР Леонида Ивановича Хитруна в США, где он увидел американскую машину BIG A2500 в деле. Он сразу же оценил инновационность конструкции и перспективы использования на полях Советского Союза, и предложил наладить выпуск подобной же машины.

Поворот переднего колеса осуществлялся двумя гидроцилиндрами, расположенными на раме машины по обе стороны
Поворот переднего колеса осуществлялся двумя гидроцилиндрами, расположенными на раме машины по обе стороны

Чуть позже американскую машину привезли на выставку в Минск, после чего её на несколько дней передали местным инженерам для изучения, а если уж говорить прямо, то для копирования!

В результате получился довольно любопытный трактор, не имевший аналогов в СССР. У него было всего три колеса: одно управляемое спереди и два ведущих сзади. Грузоподъемность - 8 тонн. По шоссе он мог двигаться со скоростью до 50 км/ч, а по полю - около 25 км/ч. В движение он приводился 210-сильным двигателем.

Они создавали МВУ-30 (слева направо): начальник конструкторского отдела И.П. Табальчук, зам. главного конструктора И.Ф. Демидович, зам. главного конструктора В.Г. Ивашкевич, начальник отдела кузовов и электрооборудования Л.А. Горин
Они создавали МВУ-30 (слева направо): начальник конструкторского отдела И.П. Табальчук, зам. главного конструктора И.Ф. Демидович, зам. главного конструктора В.Г. Ивашкевич, начальник отдела кузовов и электрооборудования Л.А. Горин

Производство необычных сельскохозяйственных машин всё же удалось наладить, правда выпущено было всего 60 экземпляров. В начале 90-х стране стало не до инновационной техники. Дорогой и экзотический трактор сняли с производства.

Мелкосерийное производство стартовало в 1980 году
Мелкосерийное производство стартовало в 1980 году