Найти тему

Тяжёлое начало карьеры психолога

На четвёртом курсе психфака я понял, что рассказы бывалых студентов о том, что с каждым годом учиться легче, отчасти правда. И только у меня успело возникнуть это убеждение, как оно тут же разбилось о новую дисциплину: психофизиология. Взаимосвязь психики человека с его телом, нейронов с желаниями, желаний с кровообращением, куча новых терминов и названий... Взбодрить свой мозг перед лекцией по этому предмету (и может даже вызвать цепную реакцию желания изучать нейроны), мог кофе-автомат, стоящий на первом этаже нашего славного ВУЗа. Я не знаю о чём в этот момент думал преподаватель психофизиологии, но у заветного автомата он оказался в это же время. Так и завязался наш разговор. Кофе, бодрость, кровь, нейроны, эмоции, собачки... Я не помню как именно разговор пришёл к собакам, но к аудитории я шёл под впечатлением от последней фразы преподавателя в этом разговоре: "Со временем, хозяин становится похож на свою собаку..." Так началось моё знакомство с наукой о том, как воздействуя на тело можно улучшить психо-эмоциональное состояние и как физическое здоровье зависит от наших эмоций. На четвёртом курсе психфака я понял, что рассказы бывалых студентов о том, что с каждым годом учиться легче, отчасти правда. И только у меня успело возникнуть это убеждение, как оно тут же разбилось о новую дисциплину: психофизиология. Взаимосвязь психики человека с его телом, нейронов с желаниями, желаний с кровообращением, куча новых терминов и названий... Взбодрить свой мозг перед лекцией по этому предмету (и может даже вызвать цепную реакцию желания изучать нейроны), мог кофе-автомат, стоящий на первом этаже нашего славного ВУЗа. Я не знаю о чём в этот момент думал преподаватель психофизиологии, но у заветного автомата он оказался в это же время. Так и завязался наш разговор. Кофе, бодрость, кровь, нейроны, эмоции, собачки... Я не помню как именно разговор пришёл к собакам, но к аудитории я шёл под впечатлением от последней фразы преподавателя в этом разговоре: "Со временем, хозяин становится похож на свою собаку..." Так началось моё знакомство с наукой о том, как воздействуя на тело можно улучшить психо-эмоциональное состояние и как физическое здоровье зависит от наших эмоций.

На четвёртом курсе психфака я понял, что рассказы бывалых студентов о том, что с каждым годом учиться легче, отчасти правда. И только у меня успело возникнуть это убеждение, как оно тут же разбилось о новую дисциплину: психофизиология. Взаимосвязь психики человека с его телом, нейронов с желаниями, желаний с кровообращением, куча новых терминов и названий... Взбодрить свой мозг перед лекцией по этому предмету (и может даже вызвать цепную реакцию желания изучать нейроны), мог кофе-автомат, стоящий на первом этаже нашего славного ВУЗа. Я не знаю о чём в этот момент думал преподаватель психофизиологии, но у заветного автомата он оказался в это же время. Так и завязался наш разговор. Кофе, бодрость, кровь, нейроны, эмоции, собачки... Я не помню как именно разговор пришёл к собакам, но к аудитории я шёл под впечатлением от последней фразы преподавателя в этом разговоре: "Со временем, хозяин становится похож на свою собаку..." Так началось моё знакомство с наукой о том, как воздействуя на тело можно улучшить психо-эмоциональное состояние и как физическое здоровье зависит от наших эмоций. а четвёртом курсе психфака я понял, что рассказы бывалых студентов о том, что с каждым годом учиться легче, отчасти правда. И только у меня успело возникнуть это убеждение, как оно тут же разбилось о новую дисциплину: психофизиология. Взаимосвязь психики человека с его телом, нейронов с желаниями, желаний с кровообращением, куча новых терминов и названий... Взбодрить свой мозг перед лекцией по этому предмету (и может даже вызвать цепную реакцию желания изучать нейроны), мог кофе-автомат, стоящий на первом этаже нашего славного ВУЗа. Я не знаю о чём в этот момент думал преподаватель психофизиологии, но у заветного автомата он оказался в это же время. Так и завязался наш разговор. Кофе, бодрость, кровь, нейроны, эмоции, собачки... Я не помню как именно разговор пришёл к собакам, но к аудитории я шёл под впечатлением от последней фразы преподавателя в этом разговоре: "Со временем, хозяин становится похож на свою собаку..." Так началось моё знакомство с наукой о том, как воздействуя на тело можно улучшить психо-эмоциональное состояние и как физическое здоровье зависит от наших эмоций.

На четвёртом курсе психфака я понял, что рассказы бывалых студентов о том, что с каждым годом учиться легче, отчасти правда. И только у меня успело возникнуть это убеждение, как оно тут же разбилось о новую дисциплину: психофизиология. Взаимосвязь психики человека с его телом, нейронов с желаниями, желаний с кровообращением, куча новых терминов и названий... Взбодрить свой мозг перед лекцией по этому предмету (и может даже вызвать цепную реакцию желания изучать нейроны), мог кофе-автомат, стоящий на первом этаже нашего славного ВУЗа. Я не знаю о чём в этот момент думал преподаватель психофизиологии, но у заветного автомата он оказался в это же время. Так и завязался наш разговор. Кофе, бодрость, кровь, нейроны, эмоции, собачки... Я не помню как именно разговор пришёл к собакам, но к аудитории я шёл под впечатлением от последней фразы преподавателя в этом разговоре: "Со временем, хозяин становится похож на свою собаку..." Так началось моё знакомство с наукой о том, как воздействуя на тело можно улучшить психо-эмоциональное состояние и как физическое здоровье зависит от наших эмоций. твёртом курсе психфака я понял, что рассказы бывалых студентов о том, что с каждым годом учиться легче, отчасти правда. И только у меня успело возникнуть это убеждение, как оно тут же разбилось о новую дисциплину: психофизиология. Взаимосвязь психики человека с его телом, нейронов с желаниями, желаний с кровообращением, куча новых терминов и названий... Взбодрить свой мозг перед лекцией по этому предмету (и может даже вызвать цепную реакцию желания изучать нейроны), мог кофе-автомат, стоящий на первом этаже нашего славного ВУЗа. Я не знаю о чём в этот момент думал преподаватель психофизиологии, но у заветного автомата он оказался в это же время. Так и завязался наш разговор. Кофе, бодрость, кровь, нейроны, эмоции, собачки... Я не помню как именно разговор пришёл к собакам, но к аудитории я шёл под впечатлением от последней фразы преподавателя в этом разговоре: "Со временем, хозяин становится похож на свою собаку..." Так началось моё знакомство с наукой о том, как воздействуя на тело можно улучшить психо-эмоциональное состояние и как физическое здоровье зависит от наших эмоций.

Учёбу на последних курсах психфака я удачно совмещал с работой корпоративного психолога и тренера в разных компаниях. Две из них даже были крупнейшими в России, а одна мельчайшая, за то наполовину моя собственная. В основном я разрабатывал и проводил тренинги, но в одной из "крупнейших российских" у меня был простор для отработки на практике всего остального, чему обучали в институте. Адаптация, мотивация, тестирование... Одним словом рай для психолога. Но именно там мне первый раз очень ясно и даже как то прямолинейно дали понять, что психологов не очень любят в народе... Кто то, конечно, просто избегает, но большинство именно не любит...

"Уберите его от нас!" "Лучше бы его зарплату нам разделили поровну!" Это только пара реальных фраз, которые про меня говорили первое время работы в том прекрасном дружелюбном коллективе. Постепенно всё поменялось и меня стали уважать, но для этого нужно было сделать много полезного как для руководителей, так и для рядовых сотрудников.

Дождливым весенним утром, на совещании у самого главного директора (а их в той компании было много), мне поручили заняться адаптацией нового руководителя подразделения и одновременно заняться эмоциональным состоянием некоторых сотрудников главного офиса. "Как же так! В компании штатный психолог, а менеджеры по рекламациям кричат, что больше не могут терпеть претензии, пишут заявления об уходе..." Уверен, что после этих фраз даже сверкнула гроза и прогремел гром, но точно знать не могу, поскольку в переговорке не было окон.

Новичком оказался молодой парень, лет 25 на вид, с таким желанием начать работу, какое было у всех, кто ещё не поработал у нас хотя бы пары дней. Многозадачность, требовательность начальства и клиентов, стрессы... Всё это выдерживали не все, по этому я был приставлен к новобранцу под видом тренера, с целью любой ценой предотвратить его бегство по крайней мере до окончания испытательного срока. А там уж сами посмотрим, нужен он или нет.

Подопечного звали Александр. Под тёплыми лучами солнца мы вдвоём шагали по лужам вверенной ему территории. Я узнал, что у Саши месяц назад родился ребёнок, и как близнец вместе с ребёнком родилась острая необходимость в хорошей работе. Мотивация вполне себе, если не учитывать, что наша компания хоть и одна из крупнейших, но не единственная в России. Надо было поддерживать Александра, вмеру ограждать от профессиональных стрессов, паралельно обучать специфике и удерживать в компании хотя бы пару месяцев.

Стрессы не заставили себя долго ждать. В первую неделю Сашу замучили телефонные звонки с жалобами. Территория без руководителя была не много запущена. Ещё Александр не поладил с некоторыми подчинёнными. При мне с одним из них Саша поругался, потом даже была не большая потасовка. Это событие стало хорошим поводом для моих "добрых советов" по стрессоустойчивости. Я видел как тяжело молодому парню вливаться в коллектив, как он терпит трудности и не сдаётся ради благополучия семьи. Мне нравилось в нём это упорство, как и то, что парень хорошо и быстро выучил всю специфику товара с которым предстоит работать. На совещаниях с руководством я говорил о том, что Александр перспективный менеджер, надо продолжать адаптацию, а паралельно внедрить тренинги по управлению эмоциями для сотрудников отдела рекламаций.

И тренинги были проведены, и Александр ни куда не убежал (кстати, до сих пор там работает, родил второго ребёнка, чем увеличил свою мотивацию к финансовому росту). Однако посттренинговое сопровождение показало, что далеко не все участники усваивают методики снятия стресса. У многих это просто не получается, другие переняв пару способов просто очень редко ими пользуются, а потом вообще их забывают.

Встал вопрос о том, чтобы придумать способы постоянного улучшения эмоционального, а через него и физического состояние сотрудников. Проведение групповых антистрессовых занятий в середине недели: одобрили, но время для них так и не выделили. Отвлекать от работы целый отдел или подразделение... Когда? Музыка в течение рабочего дня: одобрено, магнитола выделена. Антистрессовый массаж шейноворотниковой зоны был бы хорошим вариантом, но курсы массажа я на тот момент не заканчивал и многострадальные шеи сотрудников мне не доверили.

В офисе играла музыка. Единственное, чего удалось добиться. Надо сказать помогало... Но этого было недостаточно. Я пытался вспомнить другие способы снятия нервного напряжения и восстановления эмоционального равновесия. Наверно благодаря выстраданной музыке я вспомнил про бинауральные ритмы...

Продолжение в следующей статье...