Вскоре немецкая армия обнаружила, что на советском театре военных действий не удается использовать бронетехнику также эффектно как это работало во Франции. Одной из главных проблем на востоке было отсутствие подходящих дорог.
Хотя это проблема была актуальна по всему фронту, она оказалась особенно труднопреодолимой для подразделений, действующих в группе армий «Север», поскольку район их развертывания был усеян болотами, болотами и еще раз болотами.
Следующие выдержки из военного дневника 8-й танковой дивизии наглядно это доказывают:
« 6.7.41г В дополнение к многочисленным дорогам меньшего размера вдоль восточного берега [Лудзы] была построена еще одна длинная дорога. При ее строительстве понадобилось от трех до четырех тысяч стволов деревьев, вырубленных инженерами из отдаленных лесов.
Все отрубленные ветви были разрезаны на части и доставлены в пункт отправления, и, поскольку их необходимо было доставить на рабочую площадку, их сложили в грузовики, которые были захвачены на восточном берегу.
Поскольку лесная местность была заболочена, инженеры большую часть времени находились по пояс в воде.
19.10.41г Чрезвычайно сложные дорожные условия, заболоченная местность, где нет места для тактического маневра. Медленное движение войск через Волховские мосты позволяет нашим войскам лишь постепенное продвигаться вперед. Все имеющиеся силы брошены на строительство дорог.
31.10.41г Болота под снежным покровом замерзают не сильно, и после прохождения нескольких танков дорога становится полностью непроходимой.
В отличие от Франции с ее ухоженной и относительно густой дорожной сетью, отсутствие в Советском Союзе системы автомобильных дорог замедляло действия немецких бронетанковых и моторизованных дивизий, часто вынуждая их ждать, пока инженеры построят временные дороги и мосты в нужном для маршрута направлении.
Частично из-за этих плохих дорог, а также из-за жесткого советского сопротивления немецкие танковые дивизии понесли тяжелые материальные потери».
Следующая запись в военном дневнике из XXXXVII-го танкового корпуса рисует тревожную картину тех частей, от которых зависел успех всей операции.
«Следующие цифры являются отражением нынешней численности 18-й танковой дивизии:
Из разрешенной силы = 42 противотанковых орудия 3,7 см и 9 5 см. На данный момент доступно 22 противотанковых орудия 3,7 см и 8 5 см готовых к бою.
Только в 52-м стрелковом полку из 2359 солдат погибло в общей сложности 1000 человек. Теперь в дивизии осталось только 47 боеспособных танков из 276, которые у него были на 22.6.
Кроме того, общие потери подразделения состовляет 1300 единиц транспортных средств. Еще 1000 транспортных средств находятся на ремонте, из которых 500 могут быть вновь введены в эксплуатацию. Французские машины, которыми преимущественно оснащена 18-я танковая дивизия, оказались громоздкими и неэффективными при использовании по бездорожью.
Резкие потери в танках значительно повредило ударную мощь 18-й танковой дивизии, но потерю транспортных средств не следует упускать из виду. Без необходимых грузовиков, автомобилей и мотоциклов мобильность дивизии в целом оставляет желать лучшего, равно как и ее возможность доставлять столь необходимые запасы продовольствия, боеприпасов и топлива на фронт».
Таким образом, даже в летние месяцы, когда немцы пользовались добились впечатляющих успехов в войне, шансы на победу Германии становились все более призрачными, поскольку боевая мощь танковых дивизий постепенно угасала.