Формальное обоснование
Основание имеет то или иное определённое содержание. Определённость содержания есть основа для формы, простая непосредственность в противоположность опосредствованию формы. Основание – это отрицательно соотносящееся с собой тождество, которое в силу этого становится положенностью.
Когда спрашивают об основании, то желают знать то же определение, которое составляет содержание, в двояком виде: во-первых, в форме положенного, а во-вторых, в форме рефлектированного в себя наличного бытия, существенности. Определённое основание в своей чистой форме есть формальное основание.
Науки, особенно физические, полны тавтологиями, которые как бы составляют прерогативу науки. Например, как на основание движения планет вокруг Солнца указывают на силу взаимного притяжения Земли и Солнца. По содержанию этим высказывается только то, что этот феномен, т. е. соотношение этих небесных тел в их движении, содержит, но высказывается это в форме рефлектированного в себя определения – силы. Когда затем спрашивают, что это за сила – сила притяжения, даётся ответ, что это сила, заставляющая Землю двигаться вокруг Солнца, т. е. у неё совершенно то же содержание, что и у наличного бытия, основанием которого она должна быть; соотношение Земли и Солнца в их движении есть тождественная основа основания и основанного. Таким образом, определения, выведенные из того, что они должны обосновать, есть лишь формальное обоснование. Хотя этот способ объяснения из оснований и занимается формальной стороной дела, однако в то же время слышны также – вопреки всем этим объяснениям при помощи пресловутых сил и материй – разговоры о том, что мы не знаем внутренней сущности самих этих сил и материй. В этом можно усмотреть лишь признание того, что такое обоснование совершенно не удовлетворено собой, что оно само требует чего-то совсем иного, чем таких оснований.
Реальное обоснование
Содержание – это тождество основания с самим собой в основанном и основанного в основании. Если основание и основанное имеют разное содержание, отношение основания перестаёт быть формальным; возвращение в основание и выхождение из него к положенному уже не есть тавтология: основание реализовано. Реальное основание есть соотношение с иным: с одной стороны, соотношение содержания с другим содержанием, а с другой - соотношение самого отношения основания (формы) с иным, а именно с чем-то непосредственным, не им положенным.
Каждое наличное бытие может иметь разнообразные основания, каждое из определений его содержания может рассматриваться как существенное – тем разнообразным определениям, которые стоят вне сути дела, открыт бесконечный простор ввиду случайности способа сочетания. Поэтому, случайно и то, имеет ли данное основание то или иное следствие. Например, человек наделён какой‐то моралью, но из морального мотива его поступок может следовать и не следовать – и наоборот, один поступок может иметь разные основания. Основание и указание оснований – резонирование – есть бесконечное шараханье из стороны в сторону, не приводящее ни к какому окончательному определению. Относительно чего угодно всегда можно указать одно или несколько оснований – равно как и относительно противоположного этому, и возможно множество оснований, из которых ничего не следует. То, что Сократ и Платон называют софистикой, есть не что иное, как резонирование из оснований. Платон противопоставляет ему рассмотрение идеи, т. е. сути дела в себе и для себя самой или в её понятии. Основания черпаются лишь из существенных определений содержания, отношений и сторон, которые в любом случае многочисленны, равно как и в её противоположности; каждое из этих определений в своей форме существенности значимо столько же, сколько и другое; так как оно не объемлет всей сути дела, то оно одностороннее основание, причем другие её особые стороны имеют в свою очередь особые основания, ни одно из которых не исчерпывает сути дела, составляющей их сочетание и содержащей их все вместе. Ни одно из них не есть достаточное основание, т. е. понятие.
Полное основание
1. В реальном основании основание как содержание и основание как отношение есть лишь основы.
2. Отношение основания определяется следующим способом: во‐первых, нечто имеет некоторое основание; во‐вторых, отношение основания не только формально, но и реально. Формальное основание переходит в реальное.
3. Реальное основание проявляется как внешняя себе рефлексия основания: полное определение его есть восстановление его тождества с собой. Тотальное отношение основания определяет себя как обуславливающее опосредствование.