Добровольцем вписался в крупномасштабный проект от ЦНСИ и САФУ на европейский грант (простите за обилие аббревиатур) по исследованию и развитию северных территорий. Первая экспедиция у нас была в Пинежский район Архангельской области. Это чудесное место, оплот старообрядчества, клёвой деревянной архитектуры и страшной местной порчи "икотки" и родина Иоанна Кронштадтского, где бытует поморская "говоря", растут дремучие леса (впрочем, основательно подвырубленные), а народ обожает свою историю и собирает первоклассные частные музеи (вдруг будете - загляните в Музей для друзей в Городецке).
Что мы выясняли? Как сказывается на жизни сельчан глобальное потепление и как они к нему приспосабливаются. Что мы хотели сделать? Выявить положительный опыт и масштабировать его. Ну и придумать образовательные проекты и найти местные инициативы. В общем, я влюбился в этот проект - впервые я могу совместить академическую науку с реальными делами.
Никогда до этого, представляете, я не видел благополучной деревни. В Ленобласти приезжаешь в деревню - и обычно такое ощущение, что попробовал тяжелых наркотиков, так там страшно и безысходно. А здесь... ну да, есть какие-то проблемы, но все ходят благостные и расслабленные и наслаждаются жизнью.
Полезным было окунуться с головой вопрос, почему в РФ невозможно заниматься фермерским хозяйством. Вы считаете, что деревне нужны субсидии и помощь государства? Мне показалось, что деревне полезным было бы полное отсутствие государства в жизни деревни. Во всяком случае, такого государства, которое умеет лишь запрещать. Несколько примеров:
а) в деревне запретили сжигать мусор на своем участке. Сельская свалка начала стремительно расти, на нее сбегаются лисы и волки. Волки от зимнего голода начинают шляться по улицам, душат собак, с недавних пор люди боятся выпускать детей одних на улицу. Прикол в том, что десять лет назад волка внесли в перечень пушного зверя, и на его отстрел необходима дорогущая лицензия (и разрешен он лишь ограниченный период времени). У людей попросту отняли право на оборону!
б) Ты можешь иметь десяток коз или три коровы и жить на это, в рамках серой экономики. Но ты не можешь развиваться дальше - ветеринарные паспорта, место для убоя скота, лицензии на производство любого продукта стоят миллионы рублей! Ты даже не можешь продавать сырое молоко. Шут с ним, с молоком, но даже на продажу навоза нужна лицензия. НАВОЗА, КАРЛ! Так и живут активисты-фермеры в системе неформального обмена и бартера натуральным продуктом. Порог не перейти.
в) Сельсовет хочет сделать новое кладбище. Казалось бы - иди и рой, лишь бы ручья рядом не было. Официальное оформление кладбища стоит 3 миллиона рублей. Во всем кусте деревень живет дай бог 2 тысячи человек. Естественно, кладбище останется нелегальным.
В современной российской деревне ты, если не довольствуешься получением пособия по безработице, а отрываешь задницу с дивана, практически автоматически становишься браконьером, нарушителем всех законов сразу, пользуешься чужим имуществом и собираешь незаконный валежник. Лучше и из дому не выходить. Спасает только то, что следить за исполнением всех безумных инструкций и предписаний некому