Bruce Goldsmith
Полёт, в значительной степени, игра в отгадывание загадок. Даже чтобы безопасно слететь сверху вниз, вы должны собрать много информации и принять некоторые важные решения. Не это ли делает полёты такими очаровательными? Поскольку воздух невидим, ты должен наблюдать его воздействие на видимых объектах, продумывая что он делает. Облака, местность, солнце, ветер и, конечно же, другие летящие объекты, - все они дают нам бесценную информацию. Не удивительно, что ваша способность наблюдать и воспринимать эту информацию - это ключ к пониманию того, что делает воздух и, в конечном счёте, ключ к отличным полётам.
Это лишь звучит достаточно просто, но в реальности большинству пилотов, летающих нерегулярно, требуется больше концентрации внимания на управлении своим парапланом, поэтому у них нет дополнительных умственных возможностей и внимательности для того, чтобы осмотреться вокруг и наблюдения за миром. Чем больше вы летаете, тем чаще и чаще ваши действия по управлению парапланом становятся рефлекторными и “автоматическими”, тем меньше ваш мозг отвлекается на это и получает больше свободы, чтобы уделять больше внимания происходящему вокруг. В значительной степени это делает опытного пилота лучшим пилотом. Задавайте себе вопрос: “Что я вижу, летая в разных условиях?” - это поможет ускорить процесс вашего развития.
Погода
В нашем спорте самым важным предметом для наблюдения и понимания является погода. Даже не сколько исключительно для вашего успеха, сколько для вашей безопасности. Вы должны постоянно знать направление ветра и его силу, чтобы продумать где будет динамик, а где может быть опасный ротор, а также указатель потока и его снос ветром. Место солнца в небе и любая тень от облаков окажут большое влияние на возникновение потоков, поскольку будут изменения в воздушной массе или верхних облаках. Важно быть в курсе любых предсказываемых изменений и отслеживать их потом.
Облака
Кучевые облака отмечают верхушки восходящих потоков. Они растут и разваливаются по мере того, как термики поднимаются до нижней границы облачности, являясь определяющим признаком указывающим на подъём. Каждый день облака формируются по разному: от больших и растущих, похожих на вилки цветной капусты, до клочков и обрывков в чистом голубом небе. Отмечая этот рост и сравнивая с другими облаками, которые вы можете видеть, можно найти места с наибольшей скороподъёмностью или оценить насколько облако может быть опасным.
Обработка термика
Наиболее ярко наличие наблюдательности или её отсутствие проявляется при обработке пилотом восходящих потоков. Хороший пилот постоянно наблюдает с другими пилотами вокруг него. Если кто-то рядом стал набирать высоту быстрее, значит там больше скороподъёмность, и надо сместиться ближе к этому месту. Не может быть никаких оправданий тому, чтобы кто-то или что-то, - парапланы, птицы, пакеты или мусор, летящие ниже вас, - вдруг вас обгонят в парящей спирали. Вы должны прилететь и занять этот термик задолго до того, как они вас обгонят. Обработка потока - это всегда квест на время: набрать высоту как можно быстрее. Вы должны оценивать относительную скороподъемность всего и всех, кто летает вокруг вас. При подозрении, что кто-то набирает высоту быстрее вас, скорректируйте свою парящую спираль, чтобы воспользоваться преимуществами лучшей скороподъемности вашего соперника.
Планирование на переходе
Наблюдайте за пилотами вокруг себя, возможно они летят в лучших условиях чем ваши. Сравни их высоту полёта со своей и высотами других пилотов вокруг. В соревнованиях счет идет на секунды, чем быстрее вы отреагируете, тем больше шансов на победу. Частенько я поворачиваю и лечу к соседу-пилоту, нашедшему поток, до того, как он начнёт раскручивать парящую спираль. Вы можете видеть, как кто-то вот-вот наткнётся на поток по начинающейся раскачке его параплана, он уже достиг турбулентности рядом с термиком. Летя позади гагла, отлично видны все движения пилотов относительно друг друга . Иногда лететь на самым первым пилотов - весьма привлекательно.
Парение у склона
Наблюдательность нужна вам не только, когда летаете маршруты. Она также важна и при горных полётах у склона. Вы должны подмечать, что делают другие пилоты, летающие у склона. Склон работает по-разному, если кто-то будет набирать высоту, вы должны знать, где они будут это делать. Наблюдайте за стратегиями других пилотов, смотрите что работает, а что нет. Если погода “слабая” и пилоты “посыпались” - вы можете сами себя спасти, просто вспомнив где были все самые мощные потоки за последние полчаса. Не забудьте сделать поправку на погоду, помните, что солнце, тени и ветер оказывают своё влияние.
Соревнования
Нем более серьёзной проверки вашей наблюдательности, чем соревнования. Самые лучшие пилоты точно знают, кто из соперников в поле зрения набирает высоту и почему. Видя пилота, летящего в необычном направлении, я сразу же задаю себе вопросы: “Почему? Что он увидел? Птицу? Другого пилота вдалеке, набирающего высоту?” Иногда, если это пилот, чьим решениям у доверяю, я могу последовать за ним прежде, чем пойму, что он будет дальше делать. Наблюдая за другими пилотами, не забывайте также оценивать их решения. Работает ли его план, почему? Не позволяйте им удаляться от вас больше чем на несколько секунд, особенно на переходе или охотясь за потоками, даже если для этого придётся реально растянуть шею, для того чтобы смотреть вверх и назад.
У земли
В конце концов даже самые лучшие пилоты приземляются. Заход на посадку - один из самых опасных моментов полёта, особенно у самой земли. Внимательное наблюдение за скоростью и направлением ветра при посадке - решающий навык всех маршрутных пилотов, который необходимо оттачивать до мастерства. Очевидно, что “колдун”, флажки и ленточки могут в этом помочь, все мы можем по деревьям определить направление ветра. Но вот знаете ли вы, что наветренная часть озёр и прудов почти всегда имеет у берега гладкий участок водной поверхности, а подветренная - нет? А что сидящие птицы всегда повёрнуты клювом к ветру? Они просто ненавидят, когда их перья взъерошены.
Держите свои глаза открытыми
Если вы хотите летать лучше и безопаснее, - вы сможете многого достичь, если просто будете держать свои глаза открытыми. Примите осознанное решите: не бесцельно и мечтательно блуждать взглядом, а постоянно смотреть вокруг. Подобно орлу внимательно наблюдайте за другими пилотами рядом с собой. Если они исчезают или отрываются от вас, спросите себя: “Почему?” Не носите шлем или очки, которые ограничивают поле зрения. Меньше проводите времени, уткнувшись носом в свой новый навигатор или вариометр. И наконец, достаточно полетав на параплане, на котором вам комфортно, вы можете немного расслабиться и по возможности сосредоточиться на наблюдении.
Необходимо запомнить
- Наблюдательность - ключ к хорошим полётам.
- Летая на параплане, на котором вам комфортно, вы освобождаете больше времени для наблюдения, то есть будете летать лучше.
- Следите за погодой на всём протяжении полёта: ветром, тенью и расположением солнца.
- Следите за облаками: где они и как развиваются.
- Следите за другими пилотами: как быстро они набирают высоту и где они нашли подъём.
- Следите за высотой: знайте где можно приземлиться и что делает ветер.
- Меньше проводите времени в навигаторе или вариометре.
Перевод соответствующей главы книги "FIFTY WAYS TO FLY BETTER", автор Bruce Goldsmith and friends. Мнение переводчика может не совпадать с мнением автора. Материал выложен на некоммерческой основе и исключительно для ознакомления.