Найти тему
1520. Все о путешествиях

Как дрезина случайно спасла от катастрофы фирменный поезд Москва – Хельсинки

Фирменный поезд 31/32 «Лев Толстой» сообщения Москва – Хельсинки имел все шансы потерпеть катастрофу в Ленинградской области, утверждает интернет-издание «Вгудок».

Описываемые события происходили 13 февраля в Выборгском районе Ленинградской области на перегоне Пригородная – Лужайка.

Поезд «Лев Толстой» на вокзале Хельсинки. Фото: «1520. Все о ж/д» / Кирилл Балберов
Поезд «Лев Толстой» на вокзале Хельсинки. Фото: «1520. Все о ж/д» / Кирилл Балберов

Хронология произошедшего такая. Скоростной электропоезд «Аллегро» ехал в районе станции Лужайка участка Выборг – Бусловская в 07:54. Предел скорости для этого поезда здесь 160 км/ч. Машинисты ничего не почувствовали.

Следующим в этом месте должен был пройти международный поезд № 31 «Лев Толстой» сообщением Москва – Хельсинки. В 8:34 он отправился со станции Выборг, однако в это время на перегоне Пригородная – Лужайка проезжала служебная дрезина с начальником дистанции пути. Как утверждает «Вгудок», дрезина была «случайной», то есть она могла бы и не проехать.

-2

Почувствовав нарушение хода поезда, начальник дистанции пути направил на «подозрительное» место начальника участка (дорожного мастера), который и обнаружил неисправность, которая могла стать роковой. Оказалось, путь деформировался на протяжении почти трех метров (трещина на «рамном рельсе уравнительного прибора», пишет «Вгудок»).

«Там, где легкую дрезину лишь тряхнуло, тяжелый пассажирский электровоз мог запросто сойти с рельсов, увлекая за собой вагоны со спящими пассажирами», – утверждает издание.

При этом, не факт, что в этом случае помогла бы автоматическая локомотивная сигнализация – когда разрушается рельс, по нему перестают идти кодовые импульсы переменного тока, передающиеся от путевых устройств в кабину на локомотив. В этом случае машинист и его помощник видят внезапную смену разрешающего зеленого или желтого огня на белый локомотивного светофора, установленного в кабине. Машинист должен очень быстро отреагировать и снизить скорость до 40 км/ч и менее.

Но даже если машинист отреагирует мгновенно, быстро снизить скорость со ста с лишним километров в час не получится, тормозной путь пассажирского поезда очень длинный и может достигать несколько сотен метров. Локомотивная бригада может просто не успеть вовремя заметить неисправность пути, остановить поезд или хотя бы значительно снизить скорость.

Кроме того, с целью повышения надежности электрического контакта между частями уравнительного прибора и для обеспечения устойчивого прохождения импульсов этих устройств устанавливаются шунты, так что не факт, что светофор вообще указал бы на неисправность.

Поезд «Лев Толстой» на вокзале Хельсинки. Фото: «1520. Все о ж/д» / Кирилл Балберов
Поезд «Лев Толстой» на вокзале Хельсинки. Фото: «1520. Все о ж/д» / Кирилл Балберов

«Таким образом, если бы не случайная дрезина с ПЧ, то машинист «Льва Толстого» о неисправности пути узнал бы, лишь увидав ее из кабины. На скорости 140 км/ч», – заключает издание.

«Лев Толстой» и следующий за ним поезд «Аллегро» были задержаны на 2,5 часа, а путь отремонтирован.

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «1520. Все о ж/д», чтобы не пропускать новые публикации.