И дело не в том, о чем вы, наверняка, подумали.
Осторожно! Возможны спойлеры! Мнение автора текста может не совпадать с мнением редакции!
“Почему я не могу играть в Metro: Exodus”. Фанатское мнение
Речь сейчас будет не о «русофобии» и не переходе в Epic Store. На второе мне поровну, так как давно было ясно, что монополия стима долго не продлится. На первое — тем более, потому что политика дело грязное и лезть в эти дебри я тоже не хочу. Сейчас я хочу поговорить о видеогейминге именно как об искусстве.
Я большой поклонник вселенной Метро. И книг, и видеоигр по романам Глуховского. В первую игру серии я поиграл через год после выхода, и остался под впечатлением, во вторую играл сразу, забив на подготовку к ЕГЭ, прошел дважды подряд, оба раза за один присест.
Могу честно сказать, что Исход я не прошел. Просто потому, что она больше не вызывает у меня интереса. Купив игру в Epic Store, я проглотил пролог, закрыв глаза на откровенно слабую завязку в надежде, что дальше она раскроется, ведь ЭТО ЖЕ МЕТРО!!!11, но уже первый большой уровень я не могу охарактеризовать иначе как «унылый».
Но я же фанат, нет, я должен идти дальше. После уровня Ямантау, где из игры пытались сделать мясной шутер (хотя тут стрельба далеко не уровня Дума и Вульфенштейна), я начал задумываться о том, чтобы дропнуть игру.
Но окончательно уверился в этом решении только добравшись до Каспия и разобравшись с главным твистом. ТОДД ГОВАРД, ПРИЗНАВАЙСЯ, ЭТО ТЫ ПРИЛОЖИЛ РУКУ? МЕНЯ СЕМЕЙНАЯ ТЕМА ЕЩЕ В ФОЛЛАУТАХ ДОСТАЛА, БАТЮ СПАСАЙ, ЗА ЖЕНУ МСТИ, СЫНА СПАСАЙ.
Так вот, теперь мы будем спасать жену — Аню, которую из дерзкой снайперши сделали какой-то суперламповой тян, которая раскрывает рот, только чтобы похвалить Артема, поругаться с папой или изредка пофилософствовать. Насчет такого поворота сюжета мне даже не поверилось сначала, думал, что не может все быть так просто. Потом написал товарищу, который игру уже прошел, и он подтвердил мои догадки.
Я не знаю, в чем дело. Возможно, в моих завышенных ожиданиях, возможно в том, что я поверил обещаниям Глуховского об отличном сюжете, или в том, что мне очень понравились ролики с Е3. И, к моему удивлению, очень многие со мной не согласны, игру любят, хвалят.
Ниже я постараюсь объективно рассказать о каждом из аспектов игры и объяснить, почему Исход — самая слабая часть серии, и почему оценки западного игрожура (а там ей ставят шестерки-восьмерки, в отличие от наших 10ИЗ10ГОСПОДИ) вполне справедливы.
Сюжет
Знаете, что выглядит действительно смешным? То, что Мельник — полковник, командир Спарты, который двадцать лет защищает метро от угроз, верит в то, что...
Более того, дальше он опять включает наивного сопляка. Нет, у Глуховского часто герои с утрированными нереалистичными характерами (почему-то только в серии Метро, в «Тексте» я такого не видел), но эта условность введена только чтобы не делать Мельника злодеем и выглядит очень тупо.
Еще смешнее, что потом его люди рассуждают с умным видом «Хм, а где же оккупанты, куда они делись, почему вокруг только какие-то старики в ватниках, где базы, где техника?» Чтобы понять, что оккупации нет, им пришлось доехать до бункера на Урале.
Но что мне не понравилось больше всего — игра потеряла в масштабе. Да, при всей камерности первых двух частей, там был масштаб. Артем спасал весь известный ему мир — метро, то от мутантов, то от поехавших коммунистов.
Ну а теперь он не собирается выводить жителей Метро на свет, он не хочет бороться с Ганзой. Он хочет спасти жену и найти место для тихой жизни.
Мечтатель Артем, который выходил на поверхность, ловил рентгены, пытаясь найти сигнал, которому не верили друзья, жена, отчим... Вдруг отказывается от своей мечты.
Я могу предположить, зачем это сделано, но не буду, потому что пообещал не затрагивать политику.
А так Глуховский будто надергал идей из старых книг вселенных, синопсисы которых еще читал сам, смешал со своим бредом из Метро 2035 и отдал в продакшн.
Геймплей
Здесь я постараюсь раскрыть сразу несколько аспектов.
Открытый мир
Метро Исход — это рельсовый шутер в открытом мире. Люди, которые сравнивают Exodus со Сталкером, сильно неправы. Потому что в Сталкере активность происходила на всей карте, к тому же там была симулятивность. Тут симулятивности никакой — даже если ты приведешь монстров к напарникам, то стрелять никто из них не будет, разбираться придется самому. Это даже не Фаркрай, там на карте постоянно что-то происходит, а тут — ничего, только в скриптовых местах. Точки интереса... Интереса особого не представляют, их добавили только для того, чтобы было где расположить ресурсы, улучшения для оружия и записки. Короче, если бы это все расположили в линейной локации, ничего не изменилось бы.
Бои
В целом это то же метро, что и было. Чуть-чуть подтянули стрельбу, правда ее ценность в местном геймплее очень сомнительна, ведь можно подкрасться к любому врагу и нажать на Е. Даже к зверолюдам. Ну, разве что, отстреливать «стражей», чтобы не выли. А так, стелс и метательные ножи рулят, хотя искусственный интеллект врагов — это просто убожество. Самые тупые враги, которых я встречал в играх подобного рода, они не видят вас даже в шаге от себя — главное, чтобы индикатор на часах не горел. И что хуже всего — с увеличением сложности они не умнеют, а просто начинают стрелять только в голову. Я играл на «Рейнджер Хардкоре» и долго ругался в моменте, когда после зачистки вышки приезжает патруль нефтяников, и тебя убивают с одного выстрела в торчащую голову с примерно семидесяти-ста метров.
А ведь можно было сделать интересно. Взаимодействие между напарниками, все-таки целый отряд спартанцев, немалая сила по меркам постапокалиптической России. Но ничего этого нет, а есть только смертоносный Артем, который ползает в тени и бьет врагам... Ммм... Лица.
Крафт
Крафт мне понравился, он вносит какое-то разнообразие и не особо усложняет геймплей, хотя, конечно, добавлен он исключительно «шобы был». Возможность на ходу изменить конфигурацию ствола под противника могла бы быть интересна, если бы еще противники хоть как-то различались. Я воспользовался ей ровно один раз — убрал снайпера, переделав глушеный револьвер в карабин. Короче, вырежи его — ничего бы не изменилось.
Дизайн
То, что хвалили больше всего. Даже там, где игре ставили 6, подмечали работу художников. И в чем-то даже справедливо, да, оружие выглядит круто, интерьеры поезда тоже, но в отношении уровней... Народ, калька с других игр — это не есть хорошо. Многие говорили, что атмосфера на «Волге» очень похожа на Сталкер. Да, потому что локация идейно скопирована со «Сталкера», взять только эти аномалии. А, когда я дошел до «Каспия», мне показалось, что я играю в «Безумного Макса».
У серии была своя уникальная фишка — метро, подземелья, бункеры под Москвой. Да даже поверхность Москвы у них уникальная, ни на что не похожая. Но почему-то разработчики решили, что вместо того, чтобы продумывать что-то свое, можно натаскать идей из других игр. Получилось плохо, таскать идеи тоже надо уметь.
Графен и анимации
Заранее скажу, что играл на ультра, но без DLSS, по понятным причинам. И графика в игре — совсем не уровень 2019. Это уровень Last Light, с немного большим количеством деталей. Но, анимации, это, извините, 2010 год. В мире, где везде давно используется мокап, нам предлагают играть в игру с деревянными болванчиками вместо персонажей. Нет, скажите, может это инди-игра? Но тогда почему она претендует на звание ААА проекта и стоит два куска? Ну и проблемы с липсинком конечно, хотя на фоне предыдущих они вообще не играют роли.
Положительные моменты
Есть ли в игре положительные моменты? Да, есть.
Мне нравятся сцены между миссиями в «Авроре», они сделаны очень даже лампово. Нравятся диалоги между второстепенными персонажами, НО ТЫ ВСЕ РАВНО НЕ МОЖЕШЬ В НИХ ПОУЧАСТВОВАТЬ, ПОТОМУ ЧТО АРТЕМ МОЛЧИТ. И ведь в книгах-то Артем — мечтатель, который болтает без умолку. Это нормально выглядело, когда игра была абсолютно линейной, или когда ты путешествовал один.
Кстати, о напарниках. Помните этих харизматичных напарников из прошлых частей? Бурбона, Хана, Павла, маленького Черного? Забудьте, ведь теперь 90% игрового времени вам придется действовать в полном одиночестве. Еще 10 вас будет поддерживать отряд, но они сидят где-то на периферии и напоминают о себе только голосами в рации.
И что выглядит совсем странно — когда Артема вызывают по рации он также молчит. 4а, это не дает вжиться в роль, это дает только лишний повод разбить себе лицо фейспалмом!
Есть моменты с неплохим и атмосферным environmental storytellingом. Например, больница на болотах меня пробрала до мурашек. Но при этом уровень в бункере на Каспии показался уж очень слабым. Кстати, а помните, как было страшно и интересно пробираться через заросшие паутиной туннели в Last Light? Тоже можете забыть, местный уровень с пауками тому в подметки не годится. Да и в целом, в Москве все было гораздо лучше. Видения во время путешествий с Черным или та сцена в падающем самолете — ничего такого уровня тут нет.
Еще понравилось нововведение с адреналином: если спокойного врага можно убить одним метательным ножом, то в одного из спровоцированных мне пришлось всадить аж четыре. У них будто увеличивается здоровье и сопротивляемость урону, неплохая фишка.
Но в целом игра отдает какой-то недоделанностью. Я не знаю почему, но это ощущение все сильнее накрывало меня с каждой секундой.
Вывод
Короче, Исход — огромный шаг назад в сравнении с предыдущей частью. Здесь нет режиссуры того уровня, нет масштаба, дыры в сюжете буквально зияют, а уровни представляют собой сборник идей натасканных из других игр.
Но ведь если я захочу поиграть в сталкер, то я могу запустить его. А если захочу поиграть в Безумного Макса, то у меня есть великолепная игра от Avalanche. Зачем мне для этого играть в метро?
И это грустно. Потому что лично я Исход ждал с тех самых пор, как увидел отлично срежиссированный ролик на Е3, где Артем выходил из бункера, осматривался, пробирался по деревне, вылезал в окно и встречал медведя. Все в том ролике было плавно и «балдежно», иначе не сказать.
А получили мы совсем другое. Понятное дело, что эксперименты нужны, но, тут они явно свернули куда-то не туда.
А что вы думаете об игре? Делитесь мнением в комментариях.