Найти тему
МОЯ ПЛАНЕТА - КРЫМ

В поход ушли 11 студентов, вернулись не все.

Ай-Петри
Ай-Петри
Пару лет назад на бортовом УАЗе мы поехали на плато Ай-Петри, прогуляться, подышать горным воздухом. Были майские праздники, точно дату уже не вспомню. На плато было холодно и ветрено, внизу на 10 градусов теплее. Мы были одеты в теплые куртки и шапки, но ветер пронизывал насквозь. Нагулявшись и замерзнув, мы засобирались домой, солнце почти зашло за горизонт. Вдруг заметили, что с северной стороны из Большого каньона поднимается группа молодых людей, человек шесть. Когда они подошли ближе, мы были в легком шоке от увиденного. Одеты ребята, в том числе и девушки, были очень легко: шорты, футболки и летняя спортивная обувь. Перекинувшись с ними несколькими словами, мы выяснили, что группа направляется в Ялту, а вышли на маршрут они ранним утром и уже изрядно устали и замерзли. Ребята оказались студентами из Питера, приехали на майские праздники в Крым. Решили пойти в горы, но никак не ожидали, что может быть так холодно: "Мы вчера на пляже загорали"- сказал один из них. Многие туристы к Крымским горам относятся несерьезно, а зря.
Пешком до Ялты им пришлось бы идти еще часа два-три. Мы предложили их подвезти, конечно, они были очень этому рады. Погрузившись в кузов, мы поехали вниз. Довезли ребят до остановки "Узбекистан" и, прощаясь, предостерегли от непродуманного горного туризма.
Эх, молодо-зелено! Ребята мне напомнили один давний и трагический случай, который произошел в двух часах ходьбы восточнее, места нашей с ними встречи.
В ночь на 21 октября 2004 года на северном плато Ай-Петри в Бахчисарайском районе Крыма группа туристов — преподаватель и 11 студентов Донецкого института туристического бизнеса — сбилась с маршрута. Из-за переохлаждения трое ребят погибли. И лишь благодаря стечению обстоятельств жертв больше не было.
Далее в статье будет использован рассказ участников этого трагического похода.
Зима на Ай-Петри
Зима на Ай-Петри

Когда после кошмарной ночи, с туманом, проливным дождем и ураганным ветром, одной студентке, около шести утра, удалось дозвониться по своему мобильному телефону домой, товарищи уговаривали девушку не беспокоить родителей.
— «Мамочка, через полчаса я, наверное, умру!», — сказала я маме, вспоминает Таня.
— А она мне кричит в трубку: «Доця! Делай, что-нибудь! Пожалуйста, живи!» Мама сразу же позвонила в Ялту спасателям и поехала с папой в Донецк, в наш институт, подняла там всех на ноги. Получается, что мама и папа нас и спасли.
— Благодаря воспоминаниям о маме и папе, я и выжила. Мне 9 ноября исполняется 17 лет, но 21 октября я, можно сказать, родилась второй раз.
— Мы все заново родились, причем в рубашке, — говорят сидящие рядом товарищи Тани.
— Я впервые приехала в Крым, — рассказывает Лилия. — Вышли на маршрут рано утром, прошли Большой Крымский Каньон и рассчитывали добраться до места стоянки, в село Многоречье, без ночевки. Инструктор нас предупреждал, чтобы одевались потеплее и брали с собой дождевики, потому что уже с утра шел небольшой дождик. (Но, как выяснилось, почти все ребята отправились в горы в одних спортивных костюмах, и лишь некоторые захватили с собой ветровки). Так получилось, что время мы немного не рассчитали. Из-за тумана долго ходили, поднимались по каким-то каньонам, потом вышли на гору. Долго искали тропинку, потому что все было засыпано листьями и ничего не было видно. Не помню, что дальше произошло, — вздыхает Лиля.
— Разве нельзя было позвонить по мобильному и сообщить, где вы?
— Мы пытались, но связи не было. Из-за тумана, или место такое... Случайно или нет, но маршрут, по которому пошли сбившиеся с пути студенты, проходил мимо горы... Рока.
— Потом мы все же нашли тропинку, — продолжает первокурсник Ярослав (он тоже впервые побывал в Крыму, хотя в горы ходил и раньше). Но она оказалась не той, которая была нам нужна. В общем, заблудились, начался сильный дождь, к тому же туман, ветер сумасшедший. Одну девочку порыв ветра чуть не скинул в пропасть, ее наш преподаватель Алексей Константинович спас. Мы шли по четверо, держась за руки, но ветер нас все равно сносил. У одного мальчика началась истерика, затем он потерял сознание и упал. Мы привели его в чувство, взяли под руки и повели дальше.
— У нас был фонарик, — дополняет Лиля, — но он быстро вышел из строя — «сели» батарейки.
— Когда мы уже решили возвращаться, то встретили автобус с рабочими, но он ехал не в нужном нам направлении, в село Соколиное, — продолжает Ярослав. — Водитель посоветовал нам идти прямо по дороге и никуда не сворачивать. Очевидно, мы где-то все же повернули не туда.
— Почему же не сели в тот автобус? Тогда засветло добрались бы из Соколиного в Многоречье, где вы остановились.
— Просто мы думали, что через час-полтора доберемся туда сами, — объясняет Лиля. — Но так получилось, что прошли часа четыре. Лил сильный дождь, резко похолодало, даже сосульки на деревьях появились, обледеневало все, мы уже не видели, куда идем. Впереди шел Алексей Константинович. — Через каждых 10—15 метров пересчитывались, — вспоминает Ярослав, — чтобы никого в темноте не потерять. Ночью у меня начались галлюцинации... Можно считать, что Лиля и Наташа спасли мне жизнь, они не отпускали меня от себя, тормошили каждых пять минут, чтобы я не уснул. Девочки меня будят, а я им говорю: «Пошли в магазин за водой!» Такого состояния у меня никогда еще в жизни не было, словами это трудно передать.
— А вы с собой воду брали?
— Она к тому времени закончилась. Мы ведь рассчитывали припасы до пяти часов вечера. Наташа увидела, что я уже вообще никакой, и надавала мне пощечин. Я кое-как пришел в себя. Где-то в девять вечера мы остановились. Нашли небольшой лесок, спрятались за елками. Там ветер дул не так сильно, но костер разжечь не смогли. Собственно, там была всего одна большая ель, за которой можно было укрыться. Не то, что спать никто не ложился, никто даже не садился! Всю ночь простояли. Когда рассвело, Алексей Константинович пошел за подмогой, хотел найти какую-то машину. Мы остались, друг друга подбадривали, пытались танцевать, чтобы не замерзнуть. А потом решили идти дальше и встретили машину с рабочими-газовщиками. Но... Трое наших товарищей погибли... Один лег — и не проснулся. А у второго началась истерика, он никому ничего не сказал и убежал. Мы потом нашли его утром... в трех метрах от нас! А девочка... Она... уснула, мы начали ее поднимать, а она: нет, мол, нет, я не хочу, дайте мне полежать... Мы ее уговаривали: «Ты замерзнешь, надо встать». Но она сказала: «Нет, не надо». А потом у нее пошла пена изо рта... Нас рабочие отвезли, а потом вернулись за тремя умершими... Когда приехали к вагончику газовщиков, там уже был Алексей Константинович. Мы забрали тела погибших и поехали к спасателям в Ялту. Если бы можно было все вернуть хотя бы часов на двенадцать, такого бы не случилось. Теперь меня родители никогда не отпустят в горы. Да я и сам не пойду. Никогда не думал, что так будет, ведь Алексей Константинович уже раз пятнадцать ходил по этому маршруту и водил группы побольше, чем наша была. (Все, с кем довелось беседовать, подчеркивали опытность преподавателя).
http://news.allcrimea.net/news/2004/10/26/1098786385/

Крымские горы
Крымские горы

Вот такая грустная история. Грустно еще от того, что она не единственная, в 1978 году погибли от переохлаждения еще три человека. Ай-Петри коварен даже летом. Случалось, что люди замерзали на этом плато в июле, когда внизу в Ялте все изнывали от жары! Погода может измениться в любую минуту.
Главная ошибка в том, что группа перед выходом на маршрут, не зарегистрировалась в Бахчисарайском контрольно-спасательном отряде. Сделай они это, был бы известен их маршрут, время выхода и ориентировочное время прихода. И если бы группа не вернулась вовремя на базу, спасатели знали бы, где их искать. Это просто счастливая случайность, что там, где оказались студенты, прокладывали газопровод и их обнаружили рабочие. Все могло обернуться намного хуже.

Крест на Ай-Петринском трезубце.
Крест на Ай-Петринском трезубце.

Другие интересные статьи этого канала:

Карадагский змей в Черном море 1 часть Карадагский змей в Черном море 2 часть Топ 5 не топовых мест в Крыму
-5