Найти тему
Шакко: об искусстве

Три женские трагедии за «Всадницей» Брюллова

Оглавление

«Всадница» Брюллова — блистательный парадный портрет, в котором роскошно все — и яркость красок, и пышность драпировок, и красота моделей. Но если вчитаться в биографию женщин, связанных с этой картиной, картина начинает казаться более печальной.

Портрет, написанный в 1832 году, висит в Третьяковской галерее
Портрет, написанный в 1832 году, висит в Третьяковской галерее

Женщина первая: Юлия Самойлова

Долгое время считалось, что заказчица и первая владелица картины — та же самая персона, которая изображена на полотне верхом, то есть покровительница и многолетняя возлюбленная Брюллова, графиня Юлия Павловна Самойлова.

Самойлова была одной из красивейших женщин России и наследница колоссального состояния Скавронских, Литта и Потемкина.

Римлянка с внешностью Юлии Самойловой встречается на брюлловском "Последнем дне Помпеи", как считается, трижды. Во-первых, ее итальянский тип красоты подходил к историческому периоду, во-вторых, Брюллову просто нравилось ее рисовать.
Римлянка с внешностью Юлии Самойловой встречается на брюлловском "Последнем дне Помпеи", как считается, трижды. Во-первых, ее итальянский тип красоты подходил к историческому периоду, во-вторых, Брюллову просто нравилось ее рисовать.

Бросив первого мужа, Самойлова уехала жить в Италию, где в ее салоне бывали и Россини, и Беллини. Своих детей у графини не было, хотя она еще дважды выходила замуж, один раз — за молодого и красивого итальянского певца Пери. (С Брюлловым они не были женаты официально, но все было прозрачно).

Позже, путем сравнения с другими женскими портретами Брюллова из этой же семьи, выяснилось, что Самойловой во «Всаднице» нет, зато присутствуют её приемные дочери.

Женщина вторая: Джованнина Пачини

Во «Всаднице» изображены две девочки, носившие фамилию Пачини: старшая Джованнина сидит на лошади, младшая Амацилия смотрит на нее с крыльца. Выяснилось это благодаря сравнению с картинами, где Юлия Самойлова изображена с этими девочками (разумеется, тоже кисти Брюллова).

Карл Брюллов. «Портрет графини Ю. П. Самойловой с воспитанницей Джованниной и арапчонком», 1832-4. Картина находится в американском музее Хиллвуд и долгое время была недоступна советским искусствоведам.
Карл Брюллов. «Портрет графини Ю. П. Самойловой с воспитанницей Джованниной и арапчонком», 1832-4. Картина находится в американском музее Хиллвуд и долгое время была недоступна советским искусствоведам.

Но имели ли обе девочки право носить фамилию Пачини, до сих пор не ясно. По версии, которую озвучивала графиня Самойлова, Джованнина и Амацилия были родными сестрами — дочерьми автора оперы «Последний день Помпеи», композитора Джованни Пачини, друга (и, по слухам, возлюбленного, у нее было большое сердце) графини. Она забрала их в свой дом после его смерти.

Однако, судя по документам, у Пачини была только одна дочь Амацилия
— младшая из девочек. Кто была старшая? Есть версия, что ее вне брака родила сестра того самого тенора Пери, второго мужа Самойловой. А может, у графини с девочкой была и более тесная родственная связь... Недаром «Всадницу» сначала считали портретом самой графини.

Повзрослев, Джованнина вышла замуж за австрийского офицера, капитана гусарского полка Людвига Ашбаха, и уехала с ним в Прагу. Самойлова гарантировала ей большое приданое.

Женщина третья: Амацилия Пачини

Происхождение Амацилии более прозрачно — исследователи биографии композитора Пачини согласны с тем, что это его законный ребенок. Зато, в отличие от Джованнины, гораздо меньше известно о её судьбе — про ту мы хотя бы знаем, что она вышла замуж, об Амацилии таких данных нет.

Карл Брюллов. «Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией». ГРМ
Карл Брюллов. «Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией». ГРМ

На дальнейшую судьбу обеих воспитанниц мы узнаем из косвенных данных по поздней биографии графини Самойловой. Как мы помним, она обещала им обеим большое приданое. Однако, поскольку к старости графиня разорилась (ей пришлось выплачивать третьему мужу, французскому аристократу, огромные алименты), обе «дочки» взыскивали со старухи-«матери» обещанные деньги через адвоката.

-5

Самойлова скончалась в бедности в Париже, дальнейшая же судьба ее воспитанниц, отбиравших у нее последние гроши, неизвестна. Вряд ли у них все складывалось хорошо — тогда бы нужды в судах из-за приданого, конечно, не было...

Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня появился инстаграмм про красивое искусство.