Найти тему
***

Рудольф II: начало

XVI и XVII века стали для Европы эпохой величайших политических и религиозных переворотов, эпохой великих художников и правителей. О многих из них до сих пор слагают легенды, особенно о тех, о ком известно меньше всего. Рассказ практически о каждом и похож на либретто итальянской оперы.

При этом некоторые персоны сумели остаться загадкой для своих современников, даже находясь у всех на виду. Наверное, самым ярким примером может послужить личность странного короля и императора Рудольфа II. Он собрал в Праге огромную художественную коллекцию, о которой мы почти ничего не знаем. Он отмахивался от политики, но собрал вокруг себя круг ученых и алхимиков. У него были грандиозные планы, которые не были осуществлены. Он был самым завидным женихом Европы, но никогда не женился. Сама его личность как будто ускользает от описания историка в коридорах пражского замка. Однако, надо хотя бы попытаться сложить воедино те обломки, которые нам достались. И начать следует с самого начала.

Маленький наследник престолов, будущий император, по совместительству будущий чудак, параноик, непостижимый любитель искусств родился в Вене в семье небезызвестных Габсбургов, чьи родственные сети к этому моменту оплетали практически всю Европу.

О Габсбургах можно говорить бесконечно, но вот несколько штрихов к семейным портретам:

-2

· Прабабка наследника, испанка Хуана Безумная, судя по всему, страдала наследственной шизофренией. Кроме бесконечных истерик, которые она закатывала мужу еще при жизни, после его смерти долгое время не желала предать тело короля земле.

· При этом сын Хуаны Карл V. был великолепным полководцем, дальновидным политиком и при этом весьма сложной натурой. Некоторые считают, что император всю свою жизнь был подвержен меланхолии – как известно, болезни думающих людей. В конце своей жизни Карл спрятался от мира, политиков и родственников в монастыре Юсте на западе Испании. Стоит сказать, что Карл – величайшая личность в истории Европы, человек-легенда, который заслуживает отдельного долгого повествования.

Особо интересен именно этот портрет Карла кисти Тициана. Король сидит в вполоборота в строгих, исключительно черных одеждах. Лишь маленькая деталь напоминает о его статусе – это крохотное золотое украшение на его груди – знак наследного Ордена золотого руна.
Особо интересен именно этот портрет Карла кисти Тициана. Король сидит в вполоборота в строгих, исключительно черных одеждах. Лишь маленькая деталь напоминает о его статусе – это крохотное золотое украшение на его груди – знак наследного Ордена золотого руна.

· Внук Карла, названный в его честь, отличался непредсказуемым и буйным поведение, которое сочеталось с «отталкивающей внешностью». В итоге отец Филипп был вынужден заключить собственного сына под стражу, где тот и скончался. Позднее его трагичная судьба станет основой для произведения Шиллера, а позднее – грандиозной четырехчасовой оперы Джузеппе Верди «Дон Карлос».

-4

В своих несчастьях Дон Карлос мог винить собственные гены. Кровосмешение к этому моменту стало практически семейной традицией правящей династии. На дочери Карла, Марии Испанской и женился его племянник Максимилиан II.

Рудольф был третьим (вторым выжившим) ребенком и воспитывался вместе со своим младшим братом-погодкой Эрнстом в Вене, под грозным дозором испанской мамы-католички и отца- человека более свободных взглядов.

Именно Максимилиан решился на создание так называемого «Музея», чьим наследником является сегодняшний Венский музей истории искусств. Именно Максимилиан позвал к своему двору знаменитого художника и изобретателя Арчимбольдо со всеми его причудами. Скорее всего, Максимилиан хотел создать нечто в духе «музея памяти», музея мироздания, музея памяти. Что-то в духе Wunderkammer, Kunstkammer, возможно, вдохновляясь примером Альбрехта Великодушного. Создание мюнхенского музея проходило под руководством Самюэля Квикеберга (Samuel Quiccheberg). Этот ученый называл это музей «театром», в котором можно получить представление о прошлом и настоящем, о мире природы и мире человека, о науке и искусстве.

Один из примеров "музеев" подобного рода в Копенгагене
Один из примеров "музеев" подобного рода в Копенгагене
Скорее всего он ориентировался на итальянца Джулио Камиллло, автора концепции «Театра Памяти» и «театра Науки». По сути – это огромный визуальный гипертекст, утопическая модель мира, память и мысли человека, представленные в объеме. Сама модель и правда напоминает амфитеатр, вот только вместо зрителей располагаются планеты и стихии.
Скорее всего он ориентировался на итальянца Джулио Камиллло, автора концепции «Театра Памяти» и «театра Науки». По сути – это огромный визуальный гипертекст, утопическая модель мира, память и мысли человека, представленные в объеме. Сама модель и правда напоминает амфитеатр, вот только вместо зрителей располагаются планеты и стихии.

Скорее всего, подобный «театр» хотел иметь у себя в Вене Максимилиан. А иллюстрациями должны были послужить работы Джузеппе Арчимбольдо.

-7

Тем не менее сам Рудольф вместе со своим младшим братом уезжают в Испанию, видимо, по настоянию испанской мамы, которая хотела отправить сыновей подальше от венских увеселений, на строгий (по ее мнению) мадридский двор славных католиков. Мальчики едут через Италию, которую буквально трясет от происходящих событий. Они посещают самые важные коллекции в Милане, Кремоне, Мантуе, для императорских сынков устраиваются праздники в каждом городе, а художники рисуют их портреты.

Портреты мальчиков исполнил придворный, можно сказать семейный художник мадридского двора, Алонсо Санчес Коэльо, благодаря которому мы можем представить себе внешность множества родственников и приближенных короля.
Портреты мальчиков исполнил придворный, можно сказать семейный художник мадридского двора, Алонсо Санчес Коэльо, благодаря которому мы можем представить себе внешность множества родственников и приближенных короля.

На испанском дворе нравы оказываются не такими уж и пуританскими. Художественная жизнь здесь была более чем насыщенной, а страсти в Мадриде кипели уж точно не меньше, чем в Вене. Интересно, что даже сейчас представление об испанских Габсбургах как о монстрах, закованных в черные панцири, весьма расширено. Виновата ли в этом «черная легенда» или исторические романы – кто знает. Помимо того, что сами правители, как Карл, так и Филипп были весьма страстными собирателями, в Мадриде обитал и первый министр Антуан Перрено де Гранвель.

-9

Кроме бурной политической карьеры, дипломат собрал и большую коллекцию произведений искусства. О коллекции этой Рудольф не забыл и позднее, как мы потом увидим.

По возвращении в Вену, Рудольфу предстояло принять венгерскую и чешскую короны, а позже быть избранным римским королем.

Рудольф сбегает из Вены позднее, через несколько лет после смерти отца. Вместе со своим двором император переезжает в Прагу. Туда Мария Испанская наведается, чтобы погостит у сына – но не более. Махнув на него рукой, она уезжает обратно в Вену, чтобы больше с ним никогда не увидеться.

Именно в Праге начнется история, которую нам придется восстанавливать буквально по крупицам – история одной из самых великолепных и самых неизвестных королевских коллекций Европы.

Эта коллекция больше не существует. Волею судеб, произведения, из которых она состояла, разлетелись по всему свету как маленькие осколки богемского стекла. Поэтому, чтобы увидеть хотя бы ее часть, нужно объехать несчетное количество музеев и собраний. Но полностью «кабинет редкостей», сокровищница Рудольфа может существовать только в нашем воображении.

-10