В здании Третьяковки на Крымском валу 16 марта 2019 года откроется выставка картин Ильи Репина. Более 70 полотен, среди которых гигантское «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» размером 4 на 8,5 метров из собрания Русского музея. Как было создано это полотно и стоило ли его привозить в столицу? Попробуем ответить на эти вопросы.
Знаменитый российский художник Илья Репин снискал славу среди самых влиятельных и знатных особ. Взяться за написание юбилейного полотна его попросил лично император Николай II. Художник ответил не сразу. Дело в том, что именно в тот период, когда живописцу было чуть за сорок, у Ильи Репина начала проявляться странная болезнь, в то время целый комплекс подобных недугов называли «сухорукостью» - невозможность полноценно работать рукой. Но в чем было дело: в нервных изменениях, мышечной дистрофии или дистонии, специалисты спорят до сих пор. Суть в том, что без помощников Репин обойтись уже не мог. Гигантское полотно вместе с ним писали ученики Борис Кустодиев и Иван Куликов, они взяли на себя фон и боковые части работы, тогда как Репин левой рукой писал центральную. Кандидатуры дворян тщательно согласовывались, и вот, когда были написаны первые эскизы, в Мариинском дворце установили гигантский подрамник с холстом. Труд начался с чертежей. Интерьеры зала размечали с помощью линеек и циркулей. Нередко все участники работы писали эскиз одного и того же сановника, а позже Репин выбирал самый удачный. Интересно и то, что художник применил на тот момент новаторский метод – использовал фотографию в качестве референса, чтобы отобразить как можно более живые позы чиновников.
На написание «Торжественного заседания Государственного совета…» ушло четыре года. В конце этого срока Репин уже совершенно не мог держать кисть в правой руке. Удивительно, но по воспоминаниям современников, он мог взять чашку чая, мог двигать рукой и выполнять целый ряд действий. На сохранившихся фотографиях правая рука художника не выглядит «усохшей». Тем не менее, держать руку с кистью на весу для Ильи Репина стало невозможным. Картина стала последним шедевром живописца.
И тем не менее, работа была окончена и принята с восторгом. Зрители увидели в ней живую историческую сцену, а критики - классическую цветовую репинскую палитру: его любимые тона, в числе которых темный насыщенный синий.
С годами искусствоведы стали отмечать, что именно этот кобальтовый синий на картинах Репина страдает чаще всего. Например, на полотне «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» одним из первых мест появления кракелюра были мазки синего кобальта.
Тем удивительнее странное стремление музейных работников перевозить «Торжественное заседание Государственного совета…» с места на место. В 2002 году ее уже снимали с подрамника, чтобы доставить в Георгиевский зал Кремля, привозили в Выставочный зал федеральных государственных архивов. В том же 2002 году холст пришлось реставрировать, края дублировали новыми полосами холста, проклеивали специальным составом, основную же часть живописного полотна не реставрировали ни разу.
И вот снова картина свернута в рулон для очередного переезда из Санкт-Петербурга в Москву, где ее опять натянут на подрамник.
Обоснованы ли такие переезды, решать специалистам, а любителям искусства, конечно, стоит увидеть последний шедевр Ильи Репина, напоминающий о том, как талант художника может преодолеть болезнь и немощь.