Найти тему

Идентификация и вербовка маркетолога: правда наизнанку

Тема маркетологов неисчерпаема и бесконечна как Марианская впадина.

Ибо пока эта функция сконцентрирована только в руках отдельных сотрудников, а не является «надфункцией» в компании и головах ВСЕХ(!) сотрудников, всегда будет высока зависимость от персоналий и состояния рынка. Состояния с точки зрения стандартов и норм профессионализма.

Общение с разными представителями сей профессии и свое личное косвенное соучастие в маркетинге привело меня к выработке своей классификации и, как следствие, подхода к взаимодействию с ними. Важно, что нет плохих и хороших, есть только такие, какие есть. Безоценочное суждение. Вопрос лишь в выработке путей эффективного взаимодействия с представителями разных групп.

Если маркетолог не ускользнет от вас, как это иногда водится ( этот навык развит у них лучше всего и не зависит от уровня профессионализма), то их можно зафискировать, выстроить в рядок, а потом разбить на группки, объединенные общими признаками. Итак, поехали :)

  • Маркетологи-толстосумы они же Fat Cats. Такие живут в компаниях, являющиеся или мировыми брендами, или безусловными лидерами отрасли. В таких компаниях много денег, бренд сильный, маркетологи делают большие и заметные проекты, зарабатывая кармические звездочки на свои маркетинговых проектах. Они устраивают марафоны, полеты машин, запуски белочек в космос и прочие проекты, где бюджеты начинаются от 100к за статью в журнале.

☝️Делается всё пафосно, разговор ведется по-кошачьи мягко. Вера в свои силы иногда перевешивает веру в силу доверенного им бренда уровня Samsung или CocaCola.

⚠️ Ваши деньги будут тратиться красиво и громко. Про ваш бренд будут говорить. Вопрос, за что вы платите зарплату вашим маркетингам и какую added-value создают они - философский, ибо ответ вам не понравится.

  • Инфлюенсеры, они же Lucky-Stars. Эти ребята оказались в нужное время в нужном месте. Часто это сладкое место выделяется резким дождем из денег. Или «приводом" франшизы. С наличием франшизы и огромного бюджета они аккуратно (!тут им респект), отрабатывают всё, срывают Джек-пот и взлетают на Маркетинговый Олимп. Будучи абсолютно уверены, что это их ЛИЧНАЯ КРЕАТИВНАЯ заслуга и достижение. Не проектная, не командная, а именно личная маркетинговая.

🤟Делается все «борзо» и резко, разговор ведется покровительственным тоном. Вера в свои силы задавливает всё живое в радиусе трех континентов. Знайте, они потратят ваши деньги стабильно и с размахом.

⚠️ Проблема будет, если вы попросите их самих что-то придумать или дадите им не точный план-сценарий, куда тратить. Тогда - прощайте деньги :)

  • Примостившиеся и понаехавшие. Эта группа маркетологов стабильно раз в 2 года меняет место работы. Потому что вся суть их стратегии - кочевать между компаниями, собирая в портфолио все успехи компании разом. Они любят работать только в заметных компаниях, затрапезные им не подходят. На собеседовании они сообщают, что на предыдущих местах работы именно они стартовали самы яркие проекты брендов, а ушли, ибо «мавр сделал своё дело, мавр может уйти»(с). Работодатели их забирают с ощущением счастья, потому что мессия пришел в компанию. Первые полгода все улыбаются и адаптируются, потом полгода-год уходит на подготовку и планирование, последние полгода уходят на страдание и признание, что товарищ маркетолог выгорел. Сроки могут чуть сокращаться.

✊Делается все громко, с надутием щек, маханием руками, разговор ведется уверенно, шумно, с кучей деталей. Вера в свои силы абсолютная, подкрепляется списком из топ-10 компаний, где поработал ваш маркетолог (правда, без результата, но, давайте не впадать в мелочность). Знайте, они потратят ваши деньги на свое эго, беспощадно и бессмысленно и задержат вас в развитии на период своей работы у вас.

⚠️ Проблема начнется, когда вы захотите получить реальный бизнес-результат, не отдельные проектики и вид бурной деятельности, а стратегический и системный подход к построению маркетинга в вашей компании.

  • Творческие личности. Эти ребята созданы быть богемой. Им нравятся творческие кризисы, пепельницы окурков и заблюренные фотки, показывающие их протест против унылости, серости и пошлости всех, кроме них. Они созданы изменять мир, заниматься искусством. Деньги? КПЭ? Сроки? Нет, это не для этих ребят. Результат? Тоже нет. Им нравится мазюкать по холсту кисточкой, щупать вспухшие вены, нервно курить на курилке и придумывать эпическую хрень, которая даст 0 продаж, но «я - художник, я так вижу». Ключевой конфликт начинается, когда их просят от разговоров перейти к делу. Обычно в этот момент они презрительно окидывают тебя взглядом, с сожалением признают тебя приземленным, унылым бюрократом, уходят не дописав полстроки, забрав всю зарплату, веруя в свою гениальность.

🖖Делается все очень возвышенно и андеграундно, иногда даже стесняешься своей дремучести, разговор ведется с отрешённым видом, с большим количеством неологизмов, ненужных англицизмов, терминов и нецензурной лексики. Вера есть только в свою гениальность. Знайте, они потратят ваши деньги на концепты, которые будут красивыми, но вы не будете понимать, что с этим все делать, а главное: что это даст бизнесу.

⚠️ Проблемы начнутся с первого дня. Потому что космический творческий ПМС у тех ребят - бытовая норма, уйдут от вас в агентство, вопрос только - когда.

  • Трудовой маркетинговый планктон. Это люди, сделанные из дерева. Они деревянные. Они полагают себя маркетологам, попали в профессию путем «замещения вакантной должности» из секретаря, кадровика или дочки троюродной тети. Эти граждане занимаются всем: от печатки до корпоративов. От них ожидают прорыва и результата, наивно полагая, что они на это способны. Большими круглыми глазами такие маркетологи смотрятся, не понимают, но все равно делают, жмурятся, когда их дерут за эпическую дрянь, созданную ими, не понимают снова что не так, но несмотря на это берутся и переделывают, не понимая, что надо переделать. Так и живут. Они любят ходить на конференции и встречать в пятницу в кафешках в кругу себе подобных, обсуждая свои успехи и мечтая о карьерном росте и скором декрете.

🤛Делается все очень топорно, разговор ведется с руководителем верноподданически, а с подрядчиком - хамски. Вера есть только в свое право на счастливое замужество, как тактика ухода от неприятных вопросов. Знайте - это не маркетологи. Остерегайтесь подделок (с). Никакие процедуры, мероприятия не позволят переродить их в профи, созданных из крови и плоти.

⚠️ Проблемы будут перманентно. Потмоу что вы будете думать #ТыЖМаркетолог, а он не будет думать. В принципе не будет.

  • Профи. Мало. Очень мало. Очень-очень мало. Редко. Очень редко. Очень-очень редко. Они умеют считать, понимают бизнес, иногда не знают6 но изучают, иногда не понимают, тогда - разбираются, хотят делать, делают. Вот такая идиллическая картинка. Но такие бывают. Видела несколько штук.

👍Делается все четко, ориентируются на результат и пользу, которую приносят бизнесу. Ошибаются, но быстро понимают причинно-следственные связи и больше не повторяют, умеют быстро перестроиться и выбрать новый путь, разговор ведется путем аргументации, предложения и отстаивания своей позиции. Вера есть только в деньги, которые должны прийти после предпринятого действия.

⚠️ Проблем будет несколько: найти, зацепить, дать интересную задачу, дать полномочия, наладить диалог, удержать. В остальном - никаких проблем :)