"Разобраться и наказать!" Стандартная фраза начальства ясно говорит, что в случае любого происшествия должны последовать наказания, иначе что это за служба такая? Но кто должен пойти на заклание? Тут ещё некий философский аспект просматривается, наказание - это акт мести или метод воспитания, чтобы предотвратить повторение происшедшего?
Ха, ответим мы, сто лет надводные корабли наезжали на подводные лодки - и как наказания их командиров способстовали неповторению этих прискорбных происшествий? Обратимся же к истории.
29 мая 1909 года подводная лодка "Камбала" стала первой погибшей российской субмариной и именно от того, что её разрезал пополам линкор "Ростислав". Опять же - впервые отрабатывалась ночная атака подводной лодкой соединения кораблей. Манёвр оказался удачным, линкор "Пантелеймон" так и не заметил атакующую лодку, но она оказалась слишком близко к колонне кораблей и попала под форштевень шедшего вторым корпусом "Ростислава".
На "Ростиславе" заметили сигнальный огонь лодки и пытались уклониться от столкновения. Из решения суда, разбиравшего это происшествие: ....Вскоре после того, как огонь погас, он опять был замечен на корабле «Ростислав», но уже ближе к кораблю, саженях с 15-ти впереди от него и на таком же расстоянии влево от курса; причем в этот момент был ясно усмотрен силуэт подводной лодки. Старший штурманский офицер линейного корабля немедленно скомандовал «Лево на борт!», а командир корабля дал полный задний ход, но машины не успели забрать заднего хода и, через 2-3 секунды, форштевень корабля ударил в правый борт подводной лодки
Если вы читаете тексты внимательно, то должны были заметить - лодка слева и команда "Лево на борт!". Но тут такой нюанс, как говаривал механик Ниточкин из рассказов Конецкого.
Согласно 886-й статье Морского устава того времени, на руль следовало командовать так, чтобы «…при команде «Право руля!» корабль катился влево, при команде «Лево руля!» - корабль катится вправо…», и каждый раз отдающий команду на руль и ее исполняющий должны не только помнить об этом, но и мысленно, в считанные секунды, представить, куда покатится корабль при той или иной перекладке руля, поскольку более понятная умозрительная повседневная практика всегда противоречила правилу Морского устава. Что на самом деле произошло на мостике линкора осталось неизвестным, однако суд постановил: командовавшего названною лодкой, ныне отставного лейтенанта Михаила Аквилонова подвергнуть заключению в крепости на шесть месяцев, без ограничения прав и преимуществ, и предать церковному покаянию по распоряжению духовного начальства, а командира линейного корабля «Ростислав», капитана 1-го ранга Сапсая 2-го, в действиях коего никаких упущений судом не усмотрено, считать по суду невиновным .
Михаил Михайлович Аквилонов тяжело переживал трагедию. Имея душу и понятие настоящего русского морского офицера, и думая, как полнее искупить вину, он написал Николаю II несколько прошений об усилении приговора. И кое-чего добился. В новом царском Указе говорилось: считать исключенным из службы, с лишением чинов, орденов и знаков отличия, дворянства и всех особенных прав и преимуществ и подвергнуть заключению в крепости на шесть месяцев и церковному покаянию, по распоряжению духовного начальства.
В 1912 году всё это было ему возвращено кроме права вернуться на военную службу. До 1917 года Аквилонов проживал в Петрограде. В 1919 - 1920 годах он работал в советских учреждениях начальником отдела Управления морского транспорта в Новороссийске. Дальнейшая судьба Михаила Михайловича Аквилонова неизвестна.
21 ноября 1956 года эсминец "Статный" на скорости 22 узла ударил форштевнем в правый борт подводной лодки М-200 в районе пятого и шестого отсеков. Удар был настолько сильным, что лодку практически разрезало пополам, а эсминец сильно повредил форштевень. При этом на мостике локи находились 8 человек и огни эсминца были замечены за 8 минут до столкновения.
Два сигнальщика погибли, а шестеро остальных, в том числе и командир лодки капитана 3-го ранга А. С. Шуманин были подняты из воды шлюпкой эсминца. В лодке оставались ещё 26 человек. К 13 часам следующего дня руководство спасательной операцией принял на себя начальник АСС Балтийского флота инженер-полковник Михайлов, прибывший из Калининграда. Но что он понимает в этом деле? Как тут обойтись без адмиралов?
Вскоре прибыл командующий Балтийским флотом на тот момент адмирал Головко, а чуть позже Главнокомандующий ВМФ адмирал С. Г. Горшков.
Всего год назад погиб линкор "Новороссийск", спасти который не смогла мешавшая друг другу толпа понаехавших адмиралов. История повторилась вновь. К тому моменту в районе аварии находились крейсер «Жданов», эсминец «Статный», тральщики «БТЩ-812», «БТЩ-131», «БТЩ-109», «БТЩ-705», «РТЩ-251», спасательные суда «Чугуш», «Трефелев», «Арбан», «Пулково», «Сигнал», «Гутон», «Пидан», килектор «КИЛ-5», подводные лодки «М-214», «С-348», два плавкрана и множество морских буксиров и прочих плавсредств. В район аварии спешило вызванное из Ленинграда спасательное судно «Коммуна».
Но количество не перешло в качество. Адмиралы повздорили, Головко уехал. На лодку ещё до этого удалось подать воздух и установить связь. Однако состояние подводников продолжало ухудшаться. Они запросили добро на самостоятельный выход. Главком отвечает: «Вас понял! Мы сейчас посовещаемся и будем готовить вам выход. Но сами никаких мер самостоятельно не принимайте!» Совещались около 36 часов, налетел шторм, порвал кабели и шланги.
Когда вновь смогли спустить водолаза, на его стук по корпусу уже никто не ответил. Главком улетел, судно"Коммуна", которому недавно исполнилось 103 года и оно до сих пор на службе, через 6 дней подняло лодку с телами подводников. Конечно, было расследование, Согласно актам расследования факт прибытия главкома на место аварии «М-200» не подтвердился. Не «помнили» приезд Горшкова и другие участники событий, которых опрашивали следователи. И вообще, оказалось, что все распоряжения отдавал не главком, а командующий Балтийским флотом адмирал Головко Арсений Григорьевич! В конце ноября, сразу же после трагических событий, Головко неожиданно перевели в Москву на должность первого заместителя главкома. Вскоре адмирал заболел. Считается, что лучевой болезнью: принимал участие в ядерных испытаниях морского оружия на Новой земле. В 1962 году легендарный моряк умер.
А виновные нашлись, само собой. Приговор трибунала: три года общего режима командиру «М-200» капитану 3-го ранга Шуманину и командиру эсминца капитану 3-го ранга «Статный» Савчуку. Оба вышли из колонии досрочно.
Подробности этой трагедии можно почитать в воспоминаниях капитана 1 ранга Жбанова Александра Васильевича, начальника Аварийно-спасательной службы ЧФ в 1973-1986 годах. Кстати, через год, в августе 1957-го произошла авария М-351 на Чёрном море. Никакие адмиралы там не мешались и весь экипаж был спасён вместе с лодкой. И судить никого не пришлось.
Однако подобные трагедии происходили и позже - в заглавии картина, изображающая наезд "Рефрижератора-13" на лодку С-178 в 1981 году. На ней был мой одноклассник по училищу. Командир лодки и старпом рефрижератора получили по 10 лет, капитан рефрижератора - 15. О подробностях написано в первой прилагаемой ниже статье.
Ещё на эту тему:
Вы знакомы с подводником, спасшимся с утонувшей подлодки?
Легко ли выйти из затонувшей подводной лодки
Крепка царская сталь, или 103-х летнее судно до сих пор на службе в ВМФ России