Кинг обожает сюжеты про дома, отели и даже комнаты, которые с аппетитом поглощают своих жильцов, будто горячие пирожки.
Несмотря на то, что отель "Оверлук" в "Сиянии" Кубрика получился роскошным, величественным и зловещим, многие кинголюбы не любят эту экранизацию - очень много, на их взгляд, режиссерской "отсебятины" - номер призрачной комнаты поменял, ожившие кусты убрал, и так далее.
Есть версия, что Кубрик использовал сюжет Кинга для того, чтобы рассказать свою собственную историю - о съемке фальшивого "прилунения" Аполлона-11. То есть этот фильм - публичное покаяние режиссера во лжи. Отсюда и нестыковки с текстом романа.
Самые основные "зашифрованные послания" кратко:
1) Индейский орнамент (см. красную стрелочку на карточке публикации) на стене отеля подозрительно напоминает ракеты. Что? Не напоминает?.. А так?
В фильме у фигурок индейцев на стенной росписи появились красные юбочки и пуговицы-иллюминаторы.
Собственно, я думала, что эти рисунки такими и были до съемок, но, увертываясь от рекламных объявлений (интернет был уверен, что я занимаюсь ерундой и мне на самом деле нужен оверлок) я случайно нашла и другой снимок, без красных деталей. Разница очевидна: юбки и сапоги дорисованы специально, чтобы вызвать ассоциацию с огненным шлейфом запущенной ракеты.
2) Этот кадр рассказывает о запуске Аполлона-11:
Шестигранники коврового покрытия напоминают форму стартовой площадки. Перемещение Денни в символическом свитере до инфернальной комнаты - это полет на Луну.
3) Сама комната, где с комфортом обосновался призрак, имеет номер 237, хотя в романе - 217.
Двести тридцать семь миль - расстояние до луны (плюс минус миля).
4) Высадились или не высадились американцы на лунную поверхность, можно только гадать. Ясно одно - работа над лунной кинохроникой сводит Кубрика "Торранса" с ума - не случайно он с ожесточением лупит по индейцам-ракетам мячиком от пинг-понга и испещряет сотни страниц одной и той же фразой:
All - Это явно Apollo-11.
5) Погибшие в отеле девочки в фильме являются близнецами (но не в книге).
Это связано с тем, что предыдущий вариант лунной программы был назван НАСА "Близнецы".
Кинг на экранизацию очень обиделся, не поняв, что Кубрик просто воспользовался популярным сюжетом для прикрытия своей "лунной сонаты".
Есть и другие версии скрытых посланий - от посвящения иллюминатам до памятника жертвам холокоста, но "лунная" версия - наиболее яркая и хорошо аргументированная.