Как я писал в статье «Если б вдруг решили самураи?», чтобы что-то сравнивать, надо обязательно рассматривать обе стороны, причём с одинаковой степенью подробности.
Состав японской Квантунской армии я уже показал в предыдущей статье, а теперь посмотрим, какие силы РККА им противостояли.
Тут стоит вопрос в выборе даты, и вроде бы логично взять конец года, например 1-е декабря. Но я выберу дату 1-е июля 1941 года и вот почему. На эту дату на Дальнем Востоке оставались лишь те войска, которые там должны были находиться именно на случай возможной войны с Японией. Всё, что планировалось перебрасывать на Запад, уже было там, либо ещё находилось в пути. К декабрю же начались различные организационные мероприятия, предвоенными планами не предусмотренные, в том числе и формирование новых частей и соединений, которые были предназначены для отправки на Запад. А, кроме того, уже полным ходом шла отправка на Запад вооружения, техники, отдельных частей, пока ещё в небольших объемах, но картину это уже меняет.
Давайте начнём с войск Забайкальского военного округа. Они были существенно ослаблены переброской на запад 16-й армии, а это одних танков больше тысячи, то есть больше чем всего у японцев во всей Квантунской армии. В результате в округе осталась 17-я армия, которая собственно и должна была в случае войны иметь дело с японской 6-й армией.
В составе 17-й армии 36-я и 57-я мотострелковые дивизии, 61-я танковая и 82-я моторизованная дивизии, 9-я мотобронебригада, пушечный артиллерийский полк, понтонно-мостовой батальон. Вместе с 17-й армией должны действовать и кавалерийские дивизии монгольской армии. В окружном же подчинении ещё есть 12-я стрелковый корпус (65-я и 94-я стрелковые дивизии), 93-я и 114-я стрелковые дивизии, Забайкальский УР, два гаубичных полка, гаубичный полк большой мощности, минометный батальон, зенитно-артиллерийский дивизион, инженерный и понтонно-мостовой полки, отдельный саперный батальон.
Противовоздушную оборону округа обеспечивают два бригадных района ПВО, в составе которых пять зенитно-артиллерийских дивизионов и один зенитно-пулеметный батальон. Ещё один бригадный район, составе двух дивизионов обеспечивает прикрытие 17-й армии. Авиация ПВО представлена 9-м истребительным авиаполком, в котором 68 самолетов И-16.
Авиация округа в составе 28-й и 37-й смешанных авиадивизий. Всего развернуто семь полков и восьмой в стадии формирования. Три бомбардировочных полка на самолетах СБ, четыре полка истребителей из которых два на И-16, и два смешанных — И-16 и И-153. В стадии формирования 38-я авиадивизия, в которой уже есть два полка на самолетах И-16. Так же в округе 2-я авиабригада (два полка бомбардировщиков СБ), 51-й и 64-й отдельные истребительные полки на И-16, 30-я авиадивизия Дальнего Действия, в которой один полк на ДБ-3 и два полка на ТБ-3 (в полках порядка трёх десятков самолетов).
Посмотрев на эти цифры, и вспомнив Халхин-Гол, как-то две дивизии японской 6-й армии сильного беспокойства не вызывают. Впрочем, это не самое главное направление в случае войны.
Основной удар приходится на Дальневосточный фронт, против него сосредоточены основные силы японцев.
Дальневосточный фронт существенно больше.
Начнём мы, пожалуй, с 15-й армии. Она самая небольшая, хотя в её зоне ответственности очень большой участок границы. В составе армии 18-й стрелковый корпус, в котором 34-я стрелковая дивизия, 202-я воздушно-десантная бригада, два корпусных артполка и отдельный зенитно-артиллерийский дивизион. В армейском подчинении находится 102-й Укрепрайон и три понтонно-мостовых полка. В распоряжении командарма 69-я смешанная авиадивизия, в которой боеготовым можно считать лишь один полк на И-153 и И-15, остальные три полка в стадии формирования. В полосе армии 2-й (Биробиджанский) бригадный район ПВО, в котором три дивизиона. И это всё.
Но надо помнить, что в случае войны ей придется иметь дело с 4-й японской армией, состав которой я описывал. В ней тоже всего одна дивизия. А советские дивизии существенно сильнее японских по составу. Особенно дальневосточные, в которых сохранились, например, отдельные танковые батальоны. Так, в единственной 34-й стрелковой дивизии 15-й армии числилось восемьдесят танков Т-26 и Т-37. А это не так уж мало, согласитесь? Особенно если напомнить, что противником не Вермахт, а японцы, у которых и противотанковых средств кот наплакал.
Следующая армия у нас будет 1-я Краснознаменная. В ней два стрелковых и механизированный корпуса, всего пять стрелковых, две танковых, моторизованная и кавалерийская дивизии, мотоциклетный полк, дивизион бронепоездов, два корпусных, один гаубичный и два гаубичных большой мощности артиллерийских полка, два зенитно-артиллерийских (корпусных) дивизиона, отдельный инженерный батальон. Армия опирается на 102-я УР, в полосе армии 4-й (Спасск-Уссурийский) бригадный район ПВО, в составе двух дивизионов ПВО.
С воздуха 1-ю армию поддерживает 79-я (только формируется в составе четырех полков) истребительная, 32-я и 34-я смешанные авиадивизии, всего боеготовых: четыре истребительных, два штурмовых и три бомбардировочных авиаполка.
2-я армия значительно слабее, в ней всего две стрелковых, танковая и моторизованная дивизии, дивизион бронепоездов и батальон бронедрезин, корпусной, гаубичный и гаубичный большой мощности артиллерийские полки, тяжелый понтонно-мостовой, и понтонно-мостовой полки.
Армия опирается на Усть-Бурейский и 101-й УРы, в полосе армии 1-й (Куйбышевский) бригадный район ПВО, в составе которого четыре зенитно-артиллерийских дивизиона и зенитно-пулеметный батальон.
С воздуха армию поддерживает 31-я смешанная авиадивизия, в составе трех истребительных и двух бомбардировочных авиаполков.
Ещё одна армия, 25-я, в своем составе имеет один стрелковый корпус (три стрелковых дивизии) и одну отдельную стрелковую дивизию, дивизион бронепоездов, два корпусных и два гаубичных большой мощности артиллерийских полка, зенитно-артиллерийский (корпусной) дивизион, инженерный полк и отдельный саперный батальон. Армия опирается на 106-й, 107-й, 108-й, 110-й и 111-й УРы. В полосе армии 5-й (Ворошилов-Уссурийский) бригадный район ПВО в составе одного полка и четырех дивизионов ПВО.
С воздуха 25-ю армию поддерживает 70-я смешанная авиадивизия, в которой один штурмовой и один бомбардировочный полки, и ещё два полка (бомбардировочный и истребительный) только формируются.
Кроме армий в составе Дальневосточного фронта Особый стрелковый корпус (79-я стрелковая и 101-я горнострелковая дивизии), но он действует на Сахалине и Камчатке. Ещё во фронтовом подчинении три отдельных стрелковых дивизии, три УРа , три гаубичных полка, два отдельных артиллерийских дивизиона, два миномётных батальона, зенитный дивизион, инженерный полк и сапёрный батальон.
В непосредственном подчинении командования фронта находились 29-я истребительная авиадивизия (два полка на И-16 и И-153) и 5-я смешанная авиабригада (два бомбардировочных полка на СБ).
На Дальнем Востоке базировался 5-й корпус авиации ДД (33-я и 53-я бомбардировочные авидивизии),
Так же стоит упомянуть про 3-й (Комсомольск-на-Амуре) бригадный район ПВО и 5-я бригада ПВО в Хабаровске.
В составе фронта 1-я, 4-я и 5-я стрелковые бригады, но они предназначены для решения задач береговой обороны.
Легко заметить, что в составе фронта мало танковых частей и соединений, но надо помнить, что в составе стрелковых дивизий имелись отдельные танковые батальоны. Кроме того, танки имелись в составе других частей и соединений, например в в УРах.
Чтобы не быть голословным, вот конкретные цифры по 1-й армии.
21-я стрелковая дивизия - 70 танков, 22-я стрелковая дивизия -67 танков, 26-я стрелковая дивизия - 78 танков, 39-я стрелковая дивизия - 89 танков и т.д. В дивизии обычно был батальон танков Т-26 и рота плавающих танков Т-37/Т-38. Иногда попадалось несколько танкеток.
8-я кавалерийская дивизия имела 67 танков БТ.
А вот примеры по УРам. Гродековский укрепленный район: 33 танка Т-26 и 21 огнеметная танкета Т-27. Полтавский укрепленный район: 22 Т-26 и 4 Т-27. Барабашский укрепленный район: 21 Т-26 и 12 Т-27.
Думаю, что конкретные цифры всегда более впечатляют, чем какие-то абстрактные слова, к чему мы, увы, привыкли в советское время и до сих пор от этого уйти не можем.
Раз уж мы заговорили про танки, то давайте приведем и общее количество танков на Дальневосточном ТВД. Данные на 1-е июня 1941 года.
Благо документы у нас на эту дату есть. Всего имелось 894 плавающих малых танка, 2735 общевойсковых танков Т-26, 1770 оперативных танков БТ, 287 огнеметных танков на базе Т-26, 427 танкеток, ну а так же несколько самоходных орудий и пр. Всего по документам 6190 танков..
Что касается авиации, то всего имелось 1006 бомбардировщиков СБ, ДБ-3 и ТБ-3, 1909 истребителей И-15, И-153 и И-16, и 75 разведчиков. То есть всего 2990 боевых самолетов.
Что касается артиллерии, то в войсках было 15187 орудий (7469 полевых и 968 зенитных орудий, и 6750 минометов).
Вот теперь, можно составить представление о том, какими силами могла располагать Красная Армия в случае войны с Японией в 41-м году.
Сопоставляя все это надо помнить и про качество. Советские танки были лучше японских, советские самолёты японским не уступали. Японская армия существенно уступала и по качеству, и по количеству современного вооружения — зенитных и противотанковых средств, современной полевой артиллерии и минометам. И даже несмотря то, что на Дальнем Востоке у нас не было ни новых танков, ни новых самолётов, даже с тем, что есть, мы качественно японцам не уступали.
Ну, а про количественное соотношение вы теперь можете судить сами.
Более подробно, что называется «на любителя», можно посмотреть в статье «…и летели б наземь самураи!» в моем блоге, где расписано намного подробнее.
А в ожидании очередной статьи, для тех, кто всерьёз интересуется военной историй и не боится цифр, могу порекомендовать мои материалы:
Количество войск в операции «Барбаросса»
Крупнейшее танковое сражение в истории войн
Трагедия на Перекопе в 41-м: некоторые цифры
А чтобы не пропустить очередную публикацию, тем более про соотношение сил в 45-году, советую подписаться на мой канал.