Найти тему

"Зона отчуждения": Чужие опять грозят России

Главные герои "Зоны отчуждения" Ярослава Васильева – сотрудник президентской администрации Федор и его дочь Вика. Вместе им предстоит пережить инопланетное нашествие. Спасаясь от чудовищ, герои с остальными выжившими вооружаются и запираются в монастыре в ожидании нескорого спасения. Что ж, приятно лишний раз почитать про отечественную действительность, несмотря на фантастическое допущение.

С самого начала отрывки от лица разных героев на удивление разнообразны и как будто из разных жанров — школьная проза, бандитская романтика, даже подобие шпионского детектива. Впрочем, вскоре все линии соединяются вместе, и становится ясно, что перед нами фантастический боевик. И довольно динамичный. Казалось бы, избитый жанр, но автор способен удивлять.

Несмотря на должность главного героя, история нисколько не политизирована. Разделение на добро и зло поначалу кажется довольно условным — бандиты и золотая молодежь традиционно отрицательные, в то время как священники и бывшие военные – неизменно положительные. Но ровно в середине книги в традициях военной прозы про партизан того же Быкова нам показывают, что спокойные и цивилизованные времена остались в прошлом, и над одним из персонажей устраивают показательную расправу за трусость. Причем, раньше упоминалось, что за куда большую провинность другой виноватый в мирное время расплатился деньгами (которые сейчас ничего не стоят).

Стиль книги вполне соответствует жанру и читается на одном дыхании. 

И вдвойне неприятно — вся эта гадость случилась в банный день, да ещё и в солнечную погоду.

А вот эти строки уже повеселили. Напомнило лучшие традиции Зощенко и неплохо разрядило обстановку.

«Запомни, самое страшное, что есть в человеке — это вообразить себя лучше и умнее всех остальных, да начать после этого других презирать и учить, как надо жить.»

Данная цитата напомнила мне, что в тяжелой жизненной ситуации, будь то война, катастрофа или еще какое бедствие, нужно сохранять рассудок. А когда зло не имеет лица – отдельной личности сам бог велел быть человечнее к окружающим.

При этом герои автора не всегда политкорректны. Американский шпион испытывает «презрение к черномазым дикарям», а бандит демонстративно показывает иконе средний палец, развенчивая тем самым миф о поголовной набожности криминальных авторитетов.

Названия чужеземных захватчиков тоже вполне очевидны и информативны – собаки, гориллоиды, гоблины, птеродактили и так далее. Впрочем, законы жанра дают о себе знать и любое затишье неизменно вызывает бурю.

Идешь в баню? Шиш тебе, а не «с легким паром». Пихнула ногой карабин? Поплатишься за оплошность. Пошла за тортом в сарай? Жди беды. Переодели из джинсов в сарафан и отняли пистолет? Ладно, тут авторская взяла – обстановка и дальше была успокоительной для нервов персонажей и, в особенности, читателей.

А когда кажется, что автору уже нечем удивить – появляются новые сюжетные ходы, будь то телепатия или вооруженное подкрепление.

-2

Но и без некоторых условностей тоже не обошлось. В некоторые моменты не очень веришь. Например, когда священник отец Василий расхохотался над детьми до слез после очередной отчаянной атаки. Не знаю, может быть это последствия стресса. Песенка из кинофильма капитана Гранта, которой дразнят главную героиню одноклассницы, немного несовременно смотрится для середины нулевых годов, тем более что отдельно указывается, что некоторые из школьниц – поклонницы аниме.

Но в целом – все детали на месте. Поклонникам Стивена Кинга, равно как и тем, кто не выносит данного уже классика жанра из-за чрезмерной местами жестокости (которой в обозреваемой книге нет) может понравиться.