Фидель Кастро, отец кубинской революции, управлял своей страной в течение 47 лет, с 1959 по 2006 год. Для сравнения, в этот же период президентами США были 10 человек: Дуайт Эйзенхауэр, Джон Ф. Кеннеди, Линдон Б. Джонсон, Ричард Никсон, Джеральд Форд, Джимми Картер, Рональд Рейган, Джордж Буш-старший, Билл Клинтон и Джордж Буш-младший. Для некоторых людей Кастро был безжалостным диктатором и коммунистическим тираном. Для других он был освободителем и стойким сторонником эгалитаризма. Без сомнения, он был одним из самых узнаваемых людей в мире во второй половине 20-го века и начале 21-го. Его помнят по ряду характеристик, ролей и ассоциаций. Вот некоторые из них.
1. Американский герой.
До того, как он был осужден политиками США и основными средствами массовой информации, Кастро прославился как герой за свержение авторитарного режима Фульхенсио Батисты. Сразу после триумфальной Кубинской революции Эд Салливан, ведущий самого популярного шоу на американском телевидении, вылетел на Кубу, чтобы записать интервью с Кастро. В Матансасе в 2 часа ночи 11 января 1959 года в окружении около 100 вооруженных людей Салливан беседовал с Кастро, которого он сравнил с Джорджем Вашингтоном. Он назвал Кастро «хорошим молодым человеком», используя те же прилагательные, которые он использовал, чтобы описать Элвиса Пресли. Позже в тот же день, в Гаване, Кастро записал в эфир телевизионную новостную программу «Лицо нации». Тогда Фидель, который еще не объявил себя марксистом, сказал что считает американский народ «милым».
2. Знаменитая борода.
Трудно представить себе более известную бороду, чем та, которую Кастро носил на протяжении семи десятилетий. Как и его коллеги -революционеры, у него было мало возможностей побриться, работая в дебрях гор Сьерра-Маэстра. Мужские бороды стали почетными знаками. Эти приметы также служили фильтром для шпионов, которым, как отметил команданте в своей автобиографии «Фидель Кастро: моя жизнь», пришлось бы шесть месяцев растить бороду, прежде чем даже попытаться проникнуть в «Движение 26 июля» (левая революционная организация, созданная (и возглавленная) Фиделем). После окончания партизанского движения Кастро держал бороду как символ победы революции. Команданте полагал, что пропуск бритья сэкономил ему время, которое он мог использовать более продуктивно. По его расчетам, «если вы умножите пятнадцать минут, которые вы тратите на бритье каждый день, на количество дней в году, вы увидите, что вы посвящаете бритью почти 5500 минут. Восьмичасовой рабочий день состоит из 480 минут, поэтому, если вы не бреетесь, вы получаете около 10 дней, которые вы можете посвятить работе, чтению, спорту, чему угодно.»
3. Цель убийства.
Убийство Кастро было целью американских спецслужб долгие годы, но все попытки были провальными. Хотя сомнительно, предприняли ли они 634 попытки убить Кастро, о которых писал Фабиан Эскаланте, бывший глава кубинского департамента государственной безопасности, имеются многочисленные свидетельства планов правительства США убить Фиделя. Некоторые из них были действительно очень странными. Два из самых странных вращались вокруг страсти Кастро к подводному плаванию. Один призывал посадить взрывоопасную морскую раковину в районе, где он любил нырять, а другой - гидрокостюм, зараженный болезнетворным грибком, и дыхательный аппарат с туберкулезом, который ему предстояло дать. Другие предлагаемые орудия смерти включали перьевую ручку, которая скрывала иглу для подкожных инъекций, а также отравленные и взрывающиеся сигары.
4. Вездесущая сигара
Неудивительно, что сигары были хорошим способом добраться до Кастро. На протяжении десятилетий сигара, выступающая из его рта, была почти таким же символом, как и его борода. Куба, конечно, славится своими сигарами. Это естественно, что Кастро будет отмечать это национальное достижение, делая его частью своего имиджа. Что удивительно, так это его роль в разработке одной из самых известных марок сигар на острове. В начале 1960-х годов, узнав, что особенно ароматная сигара, выкуриваемая его телохранителем Биенвенидо Пересом, была изготовлена другом телохранителя Эдуардо Риверой, Кастро основал фабрику El Laguito для ее производства. Получившийся Cohiba Espléndidos стал одновременно всемирно известным брендом и популярной сигарой уже более 20 лет. Однако в 1986 году его вездесущая привычка исчезла. Став курильщиком в возрасте 15 лет, Кастро бросил курить в возрасте 59 лет, чтобы поддержать ориентированную на здоровье национальную кампанию против курения.
5. Человек литературы
Будучи заядлым читателем и любителем литературы, Кастро имел хорошие отношения с тремя лауреатами Нобелевской премии. Он процитировал роман американского Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол», о гражданской войне в Испании, как вдохновение для его партизанской деятельности. Распространение фотографий Кастро с Хемингуэем, который, как известно, имел дом на Кубе, произвел впечатление тесной дружбы между двумя мужчинами. По правде говоря, все фотографии были сделаны в мае 1960 года, когда Кастро принял участие в рыболовном конкурсе, организованном в честь Хемингуэя.
Чилийский поэт Пабло Неруда с большим уважением относился к кубинской революции и Кастро. В 1960 г. Неруда опубликовал Canción de gesta, поэтический сборник, который включал в себя стихотворение «Фидель Кастро», бывшее сильной поддержкой лидера. Однако позже Неруда стал объектом презрения в открытом письме кубинских интеллектуалов, которое, по общему мнению, было написано по указанию Кастро, после того как поэт посетил недружественные Соединенные Штаты и Перу в 1966 году. Оскорбленный и разозленный Неруда понял, что Кастро возненавидел его, и он больше не вернулся в Кубу, хотя был приглашен уже 2 года спустя.
Отношения Кастро с колумбийским романистом Габриэлем Гарсией Маркесом были совершенно другого качества. Они были действительно близки. В начале послереволюционной эпохи автор работал в правительственном бюро печати Кубы, пока его не захватили коммунисты. Сложная дружба мужчин расцвела из уважения Кастро к волшебной реалистической классике Гарсии Маркеса «Сто лет одиночества». Это дружба продолжалась всю жизнь, несмотря на многочисленную критику в адрес писателя. Гарсия Маркес считал, что Кастро обладает особенно утонченной и проницательной литературной чувствительностью, и в течение многих лет, по просьбе автора, Кастро читал и критиковал его рукописи.