Найти тему
Учеба и оценки

Решение проблемы школьных оценок

D1.001

Решетников Ф.П. «Опять двойка».
Решетников Ф.П. «Опять двойка».

В настоящее время в России продолжает господствовать пятибалльная система школьных оценок (ПБС), однако, ее недостатки заставляют или отказываться от нее в пользу других балльных систем; или заменять балльные оценки графическими; или же, вообще, отказываться от балльной системы, как таковой, в пользу безотметочных и других схем.

Подобные пути устранения недостатков ПБС являются ошибочными. Это все равно, что отрубить или заменить голову, вместо того чтобы ее вылечить. Недостатки этой системы могут быть устранены гораздо более эффективным способом – путем ее развития, а не отправки в архив. Для этого необходимо в ПБС ввести вторую отметку – оценку усилий, прилежания учеников, проявленных ими в процессе достижения результата.

Первая оценка в обновленной ПБС сохраняется, но ее функции после введения второй изменятся. Из оценки только результата учебы она превратится и в оценку способностей учащегося. Потому как, при условии полной самоотдачи ребенка в процессе учебы, эта отметка будет точно указывать уровень способностей ученика к данному предмету. Если ученик делает все возможное на уроке, но все равно не добивается высших результатов, то это говорит только об одном: он не обладает максимальными способностями к данному предмету. И ему не следует в будущем выбирать это направление в качестве профессии.

Вторая оценка, как и первая, может быть конкретной и всеобщей лишь в том случае, если она выставляется каждому и за определенное задание или же за отдельный урок. Но тотального выставления двух оценок невозможно добиться от учителя, особенно, когда классы большие. Поэтому необходимо функцию оценки труда и результатов учащегося переложить на него самого, а за преподавателем оставить только задачу корректировки этих самооценок.

Кроме того, для большей объективности, для устранения субъективизма со стороны учителей, надо ввести и взаимооценку учащихся. Каждый соученик должен иметь возможность выразить свое отношение к самооценке своего коллеги. Мало того, с учетом возможностей современной компьютерной техники можно ввести контроль самооценки ученика и со стороны его родственников – родителей, братьев и сестер, дедушек и бабушек, имеющих возможность наблюдать, как их подопечный работает дома.

В результате предложенных мер ПБС, во-первых, избавится от своих недостатков; во-вторых, будут сохранены ее несомненные преимущества, которые потеряются при отказе от нее; в-третьих, она приобретет такие положительные качества, которых у нее не было до реформирования. Поэтому отпадет всякая необходимость не только в отказе от ПБС, но и в замене баллов графикой или во введении систем с бо́льшим количеством баллов. Что обеспечит единство подхода во всех классах всех школ. И, возможно, не только общеобразовательных, но и всех других, включая высшую.

Более полное описание решения – здесь.

Антон Совет

28.02.2019 11:30 – 01.03.2019 8:21