С интересом прочитал про этот эффект в Википедии. Суть в том что люди обладающие низкой квалификацией переоценивают свои способности. С удивлением понял, что график полностью похож на кривую Хайпа новых технологий Гартнера. С той только разницей что по оси Х у кривой Хайпа просто время:
Видимо кривая очень универсальна: можно применить и к метакогнитивным искажениям и к развитию технологий.
Хотя, в нашем мире все так быстро меняется: отношения, концепции, технологии, мировоззрения. Эффект Даннинга-Крюгера (ДК для краткости) не исключение и нуждается в дополнении. Давайте посмотрим еще раз на графики Эффекта ДК и график Хайпа и сравним: Ось Х в первом случае это знания и опыт, во втором случае - это время. И если на кривой Хайта вполне логично, что в конце этакое плато - стадия продуктивности. Но в случае с Эффектом ДК никакого плато быть не должно. Знания и опыт не могут расти бесконечно, поскольку возможности человеческого мозга ограничены. А вот человеческая самоуверенность безгранична. Я думаю, что график Эффекта КД в конце концов должен задираться вверх, и назвал этот участок "скала знания". Причем эта скала с некоторого момента даже с отрицательным уклоном: в нашем мире все так быстро меняется, что приобретенный опыт и навыки становятся бесполезными, а то и мешают восприятию нового. Чтобы оставаться на том же уровне знаний надо постоянно учится, учится и учится (В.И.Ленин), и приходится бежать изо всех сил, чтобы просто оставаться на месте (Л.Кэролл). А с возрастом еще и познавательные способности ухудшаются, и отрицательный уклон все растет и растет, а скалолазание по скале зания все труднее. В конце концов, уверенность достигает своего апупея, хотя знания уже не те что давеча. Этот апофеоз я назвал "вершиной маразма".
Вот такой обновленный Эффект Даннига-Крюгера-Шуравина. К сожалению, Даннинг и Крюгер проводили исследования только на студентах, которым до вершины маразма ох как далеко, и часть кривой осталась вне их внимания. Чтобы подтвердить наличие на графике "вершины маразма" нужно проводить исследования на профессорско-преподавательском составе ВУЗов. К сожалению мне не удалось провести такие исследования, в силу как раз косности и нежелания учится новому, среди педагогического состава наших высших учебных заведений.