Дорожка скатертью!
Мы и кухарку
каждую
выучим
управлять государством!
В. Маяковский
поэма «Владимир Ильич Ленин»
Всегда считалось, что депутаты в нашей стране – народные избранники. В советские времена они так и назывались народные депутаты СССР, а съезд народных депутатов в последние годы существования СССР (1989-1993) был высшим органом законодательной власти страны. Ранее депутаты были членами высшего законодательного органа - Верховного Совета РСФСР.
Но в современной России нельзя сказать о депутатах как о народных избранниках. Опустим моменты проведения выборов и самих норм законодательства о выборах. Но до звания народного нынешним депутатам далеко. Действительно народному представителю до депутатства сегодня также неблизко, как до космоса. Это мое субъективное мнение, и оно не является истиной в последней инстанции, конечно. Вполне возможно, что и раньше дела обстояли аналогичным образом, но сегодняшняя картина в этом плане мне видится именно такой.
Законодательством РФ предусмотрено много прав и обязанностей у депутатов. Депутаты есть в законодательных органах нашей страны на федеральном уровне, уровне субъектов РФ и на муниципальном уровне.
В этой статье мы рассмотрим нюансы правового регулирования направления депутатского запроса, обязательности ответа на него и ответственности за игнорирование запроса депутата.
Интересная информация размещена в Википедии: по опубликованному в 2005 году «Новой газетой» мнению депутата Госдумы третьего созыва Владимира Семаго, немалое количество депутатских запросов являлись следствием лоббистской деятельности депутатов, в 2014 году АИФ публиковала примерный порядок цен на депутатские запросы. Но нас интересуют только нормы действующего закона и судебная практика по рассматриваемой теме, а жаренные факты мы оставим для журналистов и рейтингов средств массовой информации (СМИ).
В соответствии с пунктом 1 ст. 97 Конституции РФ депутатом Государственной Думы (ГД) может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Статусе депутата ГД регулируется Федеральным законом от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее - Закон о депутатах ГД).
Статус депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ регулируются Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Закон о депутатах субъектов РФ).
Статус депутата выборного органа местного самоуправления (ОМСУ) регулируется Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об ОМСУ).
Депутатский запрос — официальное обращение депутата в государственные органы или к должностным лицам с требованием предоставить какие-либо сведения (Википедия).
В соответствии с пунктом 1 ст. 17 Закона о депутатах ГД при обращении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы по вопросам, связанным с их деятельностью, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации должностные лица указанных органов, объединений и организаций безотлагательно (!) (а при необходимости получения дополнительных материалов - не позднее 30 дней со дня получения обращения) дают ответ на это обращение и предоставляют запрашиваемые документы или сведения.
Если необходимо проведение дополнительной проверки или истребование каких-либо дополнительных материалов, должностные лица, указанные в части второй ст. 17 Закона о депутатах ГД, обязаны сообщить об этом обратившемуся к ним члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы.
Депутатский запрос депутата законодательного органа субъекта РФ регулируется законами таких субъектов РФ. Не во всех субъекта РФ приняты и урегулированы в законах порядок направления запроса депутата, а также ответственность за неисполнение депутатского запроса. А в некоторых субъектах РФ установлены прямо драконовские меры ответственности в виде штрафа до 1 млн. рублей за непредоставление ответа на запрос депутата законодательного органа субъекта РФ.
Порядок и цели направления запроса депутата выборного органа местного самоуправления Законом об ОМСУ не предусмотрены. Полагаю, что урегулирован этот вопрос должен в Уставе муниципального образования либо в иных муниципальных правовых актах (МПА).
Статьей 17.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы:
- Невыполнение должностным лицом государственного органа, органа местного самоуправления, организации или общественного объединения законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы либо создание препятствий в осуществлении их деятельности - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
- Несоблюдение должностным лицом установленных сроков предоставления информации (документов, материалов, ответов на обращения) члену Совета Федерации или депутату Государственной Думы - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
Ответственность за неисполнение депутатских обращений на уровне депутата субъекта РФ или выборного органа ОМСУ определяется в законах субъекта РФ, которым установлены административные нормы на территории субъекта РФ.
Судебная практика, касающаяся ответственности за непредоставление ответа на депутатский запрос следующая.
Постановление Архангельского областного суда от 14 ноября 2018 г. № 4а-475: «…Административная ответственность за невыполнение должностным лицом государственного органа Архангельской области, органа местного самоуправления, организации или общественного объединения законных требований депутата Архангельского областного Собрания депутатов либо создание препятствий в осуществлении его деятельности (пункт 1), а также за непредставление должностными лицом, указанным в пункте 1 настоящей статьи, ответа на депутатский запрос депутата (группы депутатов) Архангельского областного Собрания депутатов, парламентский запрос Архангельского областного Собрания депутатов либо непредставление документов и информации по запросу депутата (группы депутатов) Архангельского областного Собрания депутатов в сроки, установленные статьями 15, 15.1 и 17 областного закона от 29 ноября 1995 года N 22-18-ОЗ «О статусе депутата Архангельского областного Собрания депутатов» установлена статьей 3.4 Закона Архангельской области от 03 июня 2003 года № 172-22-ОЗ (ред. от 19 февраля 2018 года) «Об административных правонарушениях».
С учетом изложенного невыполнение требований депутата Архангельского областного Собрания депутатов не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 КоАП РФ.
При этом, как усматривается из материалов дела, заместитель руководителя государственной жилищной инспекции Архангельской области Т. дала письменный ответ по существу постановленных в обращении депутата ФИО12 вопросов, проверив информацию, указанную в обращении, в том числе запросив необходимые сведения у управляющей организации, из ответа которой следует, что текущий ремонт крыши в районе лестничной клетки подъезда № 7 был произведен».
Дело прекращено, так как кассация посчитала, что применена ненадлежащая статья КоАП РФ, но неясно, почему суд не мог переквалифицировать статью. Кроме того, формально ответ был дан должностным лицом госоргана. Только вот сомневаюсь, что ответственности смогли бы избежать в похожем случае руководители любого юридического лица попроще.
Аналогичные решения судов: Постановление Суда Ханты-Мансийского автономного округа – ЮГРЫ от 9 февраля 2015 г. по делу № 4А-855/2014 г. (дело прекращено из-за отсутствия состава правонарушения по ст. 5.59 КоАП РФ), Постановление Архангельского областного суда от 9 апреля 2018 г. по делу № 4а-144 (Должностное лицо ОМСУ привлечено к АО за непредоставление ответа на депутатский запрос депутата субъекта РФ в размере штрафа 1000 рублей.)
Как показывает анализ судебной практики, случаев привлечения к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ не так уж много, а к административной ответственности за непредоставление ответа на запрос депутатов уровня субъекта РФ и ОМСУ и того меньше. То ли не во всех субъектах РФ предусмотрена такая ответственность, то ли все должностные лица в регионе выполняют все депутатские запросы.
В любом случае, лучше своевременно дать ответ на запрос депутата любого уровня, так сказать, во избежание негативных последствий. Тем более, что современные технологии вполне позволяют сделать это в короткие сроки, а технические средства в виде принтера, сканера, компьютера и интернет с электронной почтой имеются уже практически во всех организациях.
А то будете выплачивать штраф в размере от 300 тысяч до 1 миллиона рублей, как это предусмотрено статьей 16 Закона Воронежской области от 31 декабря 2003 года № 74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» за непредставление или несвоевременное представление должностными лицами, а также юридическими лицами информации по депутатскому запросу депутата Воронежской областной Думы в порядке, установленном законодательством, регулирующим статус депутата Воронежской областной Думы.
Так что внимательно изучайте НПА вашего региона на предмет наличия таких мер ответственности, вдруг и в законе вашего субъекта РФ есть похожие суммы административных штрафов.
А терпеливым воронежским гражданам я бы пожелала быть смелее и активнее в вопросах обжалования неконституционных законов субъекта РФ. Ведь такая, мягко сказать, «неадекватная» мера ответственности в вышеназванном законе не только в названной статье. Конституционность приведенных размеров ответственности под большим вопросом…
С уважением, Ильмира Носик.
Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги. Вся необходимая информация о сервисе по ссылке.
Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или воспользуйтесь формой ниже.