Неприметное здание, скромно выглядывающее из-за верхушек деревьев, которое было замечено из окна автобуса, с самого начала нас не заинтересовало. Какой-то сарай недостроенный, подумали мы, не думая, как обычно бывает, вылетать на следующей остановке и сломя голову нестись осматривать и фотографировать. Но в один прекрасный день, получив перенасыщение красивыми объектами, мы все же решили прогуляться до этого дома "для галочки". Прогулялись и ни разу не пожалели.
Это статья о том, что обычное пустое здание может быть так же интересно, как и уникальный музейный экспонат. Голые стены могут хранить историю и множество тайн.
Поскольку здание выглядывало из-за деревьев, подойти к нему было не так просто. Оно находилось в Каманском ущелье, у подножья горы Трапеция. Подниматься было очень неудобно. Именно неудобно, а не тяжело. Путь преграждали заросли сухих лиан, поваленные деревья и опасная растительность с острыми шипами. Это место расположено на окраине города Сухум, на территории научно-исследовательского института экспериментальной патологии и терапии.
Но вот все препятствия мы миновали и перед нами открылся вид на дом. Все подходы к парадной двери превратились в джунгли.
Внутри самого здания давно образовался лес из лиан, обезьян только не хватает. Но на самом деле они очень близко.
В нескольких десятках метров от здания находится крупный обезьяний питомник, основанный 24 августа 1927 года, на базе которого функционирует институт. Поводом для основания этого института стала необходимость многих российских учёных вести эксперименты на приматах, для подробного изучения человеческих болезней.
Где-то здесь, как выяснилось позже, находился дом выдающегося русского врача-терапевта Остроумова Алексея Александровича, который в 1900 году по состоянию здоровья был вынужден оставить службу в московском университете и переселиться в Сухуми. Остроумов был первым, кто научно обосновал лечебное действие местного климата на больных туберкулезом. Его научные труды и репутация прекрасного врача привели к тому, что в 1898 году московский международный конгресс врачей признал Сухум является лучшей климатической станцией в Европе для лечения больных туберкулезом.
Это дало мощный импульс развитию города, и благодаря Остроумову в городе появились больница и родильный дом.
Дом, который мы сегодня осматриваем, был построен в начале XX века богатым землевладельцем. Частыми гостями Сухума в то время были Антон Чехов, молодой Сергей Прокофьев. Может быть именно в этих стенах гостил знаменитый русский писатель Максим Горький или художник Апполинарий Васнецов.
Но как видно по фотографиям, вся былая роскошь уничтожена природой и временем. Стены заросли, с потолка капает вода. Полы второго этажа провалились. Вырваны двери, с косяков выглядывает более поздняя кирпичная отделка. Сложно представить, что когда то именно этот небольшой дом был центром научной и светской жизни города.
Подняться на второй этаж оказалось проблематично. Казалось, что внутри не уцелело ни одной лестницы.
Осмотрев полностью первый этаж, мы уже собрались уходить.
Но обойдя здание с другой стороны,
Продравшись через очередные тропические заросли, мы набрели на удивительной красоты лестницу, ведущую на остальные этажи.
Перила обрушились, на стенах едва заметна отделка нежного цвета морской волны. Удивительно, что спустя столько лет цвет сохранился.
Лестница послужила порталом для открытия потрясающего вида, который спрятался за густыми смешанными тропическими растениями и деревьями.
Так выглядит выход на террасу. Лестница стала похожа на лесную тропу.
Из-за кустов выглядывают останки парапета.
Вся терраса заросла настолько, что фотография ниже больше напомнит отдельно стоящее здание в лесу.
Сквозь кусты удалось разглядеть красивое ограждение террасы.
Так выглядит здание с противоположной стороны.
Вот так выглядит мостик, по которому мы перешли на другую сторону.
Вид из одного из окон.
В советское время, после решения наркома РСФСР это здание было передано в ведомство новообразованного обезьяньего питомника, который существует на этой территории уже более 90 лет.
На сегодняшний день историческое здание почти на 50% разрушено. Что то было уничтожено временем, что-то в результате печально известных событий а 90-е годы, а оставшееся разграбили вандалы.
В настоящий момент руководство питомника не предпринимает никаких мер к охране этого исторического и культурного объекта, несмотря на то, что получает финансовую поддержу от России.
Этот дом остался стоять, как разрушенный корабль, омываемый волнами тропического сала. В его памяти еще теплятся воспоминания о тех, кто гостил в его стенах более века назад.
Никакой точной информации об этом доме сейчас найти невозможно, так как сейчас у него нет никаких внешних признаков для распознавания, нет никаких следов, что тут был питомник, от лабораторных помещений ничего не осталось. Да и на карте это здание никак не отмечено. В интернете вы не найдете никаких фотографий из его жизни.
Когда мы сюда пришли, мы понятия не имели что это такое. На первый взгляд, место показалось обычным особняком, брошенным хозяевами во время войны. Но оказалось что это не так. У этого места обнаружилась тяжелая и интересная история, которая нигде не афишируется.
Спасибо за внимание!
Все наши материалы из Абхазии Вы можете посмотреть в подборке: