Найти тему
Знание-сила!

Военные раскритиковали проект нового космического корабля

Новый проект пилотируемого космического корабля раскритикован представителями Министерства обороны России. Основная претензия - разработка ведется не в комплексе; в ситуации разбирался научный отдел "Деталей мира".

О претензиях военных сегодня сообщила газета "Известия", сославшись на начальника военного представительства Андрея Пронкевича, а также руководителей РКК "Энергия" и научно-производственного центра имени Хруничева. Как и следовало ожидать, военные обвиняют разработчиков в отставании от графика, разработчики корабля ссылаются на отсутствие ракеты-носителя, а разработчики ракеты-носителя - на отсутствие спецификаций корабля. Возможно, что будущий корабль в беспилотном режиме испытают на одной ракете - "Зените" - а потом только на "Амуре".

"Амур" - это ракета, которая должна появиться после еще не законченной "Ангары". "Ангара" проектируется с 1995 года и ее история заслуживает отдельного рассказа: приказ о начале работ подписан в 1995 году, первый запуск планировали на 2005-й, но только в конце 2007 смогли начать первые испытания. Срок запуска сдвинулся на 2011-й год, потом, еще раз, на 2012-й. А сейчас речь идет о том, что новая ракета взлетит до конца 2019 года - неудивительно, что разработчики не особенно рассчитывают на готовность "Амура" к 2019-му году, когда по графику должен пройти первый испытательный полет нового космического корабля.

Корабль пока не имеет собственного названия и проходит под скучным обозначением ППТС, то есть Перспективная пилотируемая транспортная система. Это будет космический аппарат конической формы, к которому снизу пристыкован двигательный отсек - после возвращения на Землю коническая часть снова можно отправить в космос, а двигатели сгорают в атмосфере; ППТС условно-многоразовый.

Требования Роскосмоса к проекту таковы, что ППТС должен брать на борт шестерых космонавтов (из которых один - пилот), взлетать и садиться с перегрузками не более 4g и брать еще полтонны груза. Или две тонны в случае беспилотного полета; самой интересной частью требований является возможность полетов на лунную орбиту с 4 членами экипажа на борту и центнером дополнительной нагрузки. Корабль напоминает американский "Орион", но это и неудивительно - форма, как-никак, обусловлена законами физики, а технические требования продиктованы логикой развития космонавтики в целом; и Россия, и США хочет самостоятельно летать не только к МКС, но и к Луне. Разумно иметь многоразовую капсулу и не сжигать каждый раз дорогое и высокотехнологичное устройство, а также брать на МКС сразу шестерых, а не троих специалистов.

Вопрос только в одном - не превратят ли нестыковки между ведомствами весь проект в хронический недострой, который к моменту своего завершения будет уступать конкурентам по всем параметрам. В США, для сравнения, наряду с "Орионом" есть еще частный Dragon, есть частный же проект шаттла Dream Chaser (в марте его сбросят с самолета для отработки автоматического приземления), есть детище Boeing CST-100, так что даже к 2020 году ППТС будет вовсе не на положении современных "Союзов", альтернативы которым во всем мире пока нет.

Сейчас в РКК "Энергия" начат выпуск рабочей документации на элементы системы. В июне 2010 конструкторы закончили эскизное проектирование и тогда же они рассчитывали построить первый летный образец уже в 2015-м году - сроки сдвинулись спустя два года, об этом сообщили прошлым летом; в запасе до первого полета осталось около пяти лет, что не так уж и много. Американские специалисты, располагая значительно большим бюджетом, начали разработку в 2006 году, через четыре года заморозили часть работ из-за сворачивания лунной программы "Созвездие", а в 2011 начали испытания прототипа "Ориона". Тогда же его первый раз сбросили с парашютом, а буквально в этом месяце провели еще один тест с двумя парашютами из трех. На все прочие проверки перед первым беспилотным полетом (кстати, тоже не на той ракете, которая будет выводить "Орион" с астронавтами, SLS тоже еще не готова, хотя разрабатывается) выделено три года; пять ушло на разработку и строительство.

Сопоставимо с планами Роскосмоса, но NASA имеет два бонуса - большее финансирование и меньшую путаницу с координацией усилий разных исполнителей. По воспоминаниям многих отцов советской космонавтики, включая создателей систем управления космической техникой Бориса Чертока, именно разногласия между ведомствами играли ключевую роль в провале лунной программы на рубеже 1960-х и 1970-х годов.