Найти тему
Отцы-молодцы

Как появляется "активность"?

Важно ответить на следующий вопрос: какими путями пробуждается интерес к предмету деятельности? Согласно авторам «теории самодетерминации» (Р.Райен, Э.Дейси), внутренняя мотивация – неотъемлемое свойство человека, как и всякого живого существа. Она обнаруживает себя прежде всего во врожденном стремлении к познанию, саморазвитию и росту. С момента рождения ребенок проявляет общую активность и любознательность, проводит время в игре, творческом поиске, постоянно упражняясь и совершенствуясь – и все это без каких-либо специальных подкреплений!

По мнению Р.Райен, Э.Дейси, существует три базисных потребности, удовлетворение которых необходимо для поддержания и развития внутренней мотивации, а неудовлетворение приводит к ее ослаблению и подавлению. Это врожденные потребности в свободе (автономии), опытности (компетентности) и принадлежности (о потребности в принадлежности, любви и аффилиации мы уже писали на канале "Отцы-молодцы" - см. "Младенчество"). Словами ребенка эти стремления могли быть выражены так: «я хочу сам», «хочу уметь», «жду, что меня принимают (понимают, любят)».

Удовлетворение все трех стремлений взаимосвязано. Оно происходит, если родитель (воспитатель) дает ребенку свободу выбирать, искать, рисковать (автономия), когда он внимателен к зоне трудностей, в которой ребенок пробует свои силы (накопление компетентности); когда создается особая атмосфера доброжелательного взаимопонимания (ощущение принадлежности). Тогда общая энергия внутренней мотивации будет сохраняться и сможет питать деятельность любого содержания, а мотивационная сфера – развиваться в направлении содержательного обогащения.

-2
Следует особенно подчеркнуть, что внутренняя мотивация (в отличии от внешней - навязанной, внушенной, основанной на принуждении, убеждении, суггестии) на протяжении всей жизни неразрывно связана с положительными эмоциями – чувством полноты и насыщенности жизни, увлеченностью делом, творческой удовлетворенностью. Это принципиально важный момент, поскольку из положительных эмоций, а если быть точнее из «пиковых» переживаний даруемых творчеством и общением с «безусловно принимающими» тебя людьми, впоследствии "вырастают" так называемые «высшие» чувства – чувство ответственности, долга, справедливости, патриотизма, уважения к людям и т.д.