Изменения в обществе диктуют и изменения в образовании. Какой должна быть школа будущего? Профессор Московской школы управления «Сколково» Павел Лукша участвует в уникальном международном проекте «Глобальное будущее образования», в рамках которого носители передовых идей и практик в области классического, профессионального, пожизненного и онлайн образования на разных площадках по всему миру обсуждают возможный образ глобальной образовательной экосистемы будущего и стратегий по её построению. Цель проекта - понять, какие модели образования сложатся в ближайшие двадцать лет.
Он вводит термин «экосистемный переход», т.е. переход к новым формам в образовании, который, по мнению профессора, неизбежен. Новое время, новые вызовы времени, новое общество, новое образование.
В докладе «Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире» Павел Лукша выделяет следующие навыки:
- эмоциональный интеллект, эмпатия, так как необходимо сотрудничать друг с другом, развивать человекоцентрированную экономику;
- медиаграмотность, информационная гигиена, вызванная сложной (и часто токсичной) информационной средой;
- осознанность, умение управлять вниманием;
- экологическое мышление, обусловленное необходимостью преодоления экологического кризиса и создания экоориентированной цивилизации;
- креативность, умение находить нестандартные решения, так как нас окружает сложная, неопределенная и изменчивая среда;
- кооперативность, умение решать нестандартные задачи в кооперации;
- способность учиться, в т.ч. выбирать свои стратегии обучения.
В своем докладе он указывает, что образовательная система, которая была сформирована в индустриальном обществе и доминировала в XIX-XX вв., состояла из отдельных закрытых элементов (школа, техникум, университет и т.д.), они минимальным образом были связаны друг с другом, но при этом предлагали стандартизированную образовательную программу.
Будущее образование
В ближайшие двадцать лет образование «трансформируется в связную экосистему, в которой будут сосуществовать разнообразные образовательные элементы, от крупных хабов до маленьких центров. Она также может включать онлайн-курсы и форумы, мобильные приложения и устройства, приложения дополненной реальности, массовые игры и множество других образовательных форматов».
Павел Лукша, считает, что школы и университеты превратятся в «центральные узлы», которые должны помогать учащимся реализовывать индивидуальную траекторию образования.
Неотъемлемой частью образовательной экосистемы станут три платформы:
- глобальные (онлайн) образовательные платформы, которые станут основными поставщиками знания и контента;
- городские образовательные форматы, которые будут предлагать разные образовательные услуги, поддерживающие участников непрерывного образования;
- сообщества практики, которые будут построены вокруг групп мастеров и станут опираться на человеческое взаимодействие, сотворчество, передачу опыта и технологий.
Вот такие перспективы. Готовы ли мы к ним, уважаемые коллеги? Где место учителя и какова его роль?