Найти тему

Городские легенды: Милан

Оглавление

«ЧасКор» продолжает цикл «Городские легенды» ― альтернативный туристический гид по крупнейшим городам Европы. Наша следующая остановка ― Милан ― центр моды и футбола. С нашей точки зрения, стать столицей Dolce & Gabbana после столицы западного мира (в 382 г. она была перенесена из Рима) ― печальное падение великого города.

Материал опубликован на портале "Частный корреспондент".

Миланский дракон и миланский динозавр

Самым первым символом Милана был кельтский вепрь, указанный вождю Белловесо богиней Белисамой (Минервой). От названия этой дикой свиньи и будто бы и возникло кельтское название Медиоланум.

По одной легенде в средние века Милану досаждал дракон Тарантазио, обитавший в ныне исчезнувшем озере, ― похищал рогатый скот крестьянства и юных наследников благородного сословия и отравлял воздух своим дыханием.

На битву с ним вышел один из первых рыцарей семьи Висконти и победив Дракона. Дракона, конечно, жалко, ― хотя некоторые скептики не преминут усомниться, а был ли дракон, или змеюка на эмблеме Альфа-Ромео имеет более прозаическое происхождение?

Скорее всего, легенду о драконе породили найденные гигантские рёбра, принадлежавшие, по всей видимости, доисторическим китам ― когда-то территория, которую сейчас занимает Милан была скрыта под толщей воды.

Другая легенда гласит, что один из Висконти в первом Крестовом походе победил сарацина, на чьём гербе нечестивая змея пожирала христианского ребёнка.

Третий герб Милана был придуман специально для коронации Наполеона в Милане в 1805 году, объединив железную корону (малый герб королевства) и поля, символизирующие вошедшие в его состав территории: Милан (змея Висконти), Мантую (папские ключи и зонтик, носимый папским гонфалоньером), Модену (серебряный орёл в синем поле), Венецию (лев Св. Марка, но без книги и во фригийском колпаке) и Пьемонт (серебряный крест в красном поле с синим «рыцарским воротником»), а также Ровиго и Фельтре (серебряная башня).

В любом случае, Наполеон увяз в снегах России, а эволюционировавшие потомки Тарантазио в виде юрких ящериц по-прежнему греются на каменных стенах Милана, а герб в 1910 году стал символом Альфа-Ромео.

Но в барельефе центрального входа в Миланский кафедральный собор сохранилось странное существо ― с телом собаки и головой ящерицы. Хотя змея на миланском гербе традиционно имеет злобный и воинственный вид, этот «плезиозавр» добродушен и улыбчив.

Реальное ли это существо или символ, чьё значение утеряно, неизвестно. Но попробуйте отыскать его в хитросплетениях миланского Дуомо ― даже если он не принесёт вам удачу, у вас появится новый друг.

Где: Piazza del Duomo

Святой Амброзий и дьяволова колонна

У каждого уважающего себя христианского города есть свой святой и свой дьявол. Миланцы истово верят, что их первым святым был апостол Варнава, сподвижник первоверховного Павла. После проповеди на родном Кипре, в Памфилии и Писидии, он отправился в Италию и просто не мог не заглянуть в Медиолан.

Существуют даже картины с сюжетом «Св. Варнава крестит миланцев». Он также основал епископскую кафедру, а на месте проповеди оставил таинственный круглый камень с 13 радиальными насечками, обозначающими день своей миссии: со Средних веков дата 13 марта праздновалась как «день крещения Милана». Впрочем, Милан всё-таки город не марта, а мая ― недаром само название по одной из версий происходит от Mailand, страна мая.

Но возвращаясь к нашим святым: «камень св. Варнавы» можно увидеть ― это малозаметная круглая плита в центре церкви Пресвятой Девы Марии «райской» (Santa Maria del Paradiso) на corso di Porta Vigentinа.

Один святой хорошо, а два ― лучше. Святой Амврозий Медиоланский, епископ и проповедник ― ещё одна важная фигура в истории Милана. Он обратил в христианство и крестил самого святого Августина! При всём при этом сам он стал служителем церкви чуть ли не случайно: во времена распри между ортодоксальными христианами и арианами некрещёный Амврозий стал лучшей кандидатурой, и в результате был крещён, рукоположён в священники и поставлен епископом в рекордно короткий срок ― за семь дней. Такая карьера и не снилась будущим итальянским кардиналам!

Под его руководством в Милане и была построена Амврозианская базилика, перед которой и расположена дьяволова колонна. А история её такова: Диявол пытался искушать святого Амброзия, но тот не поддался. Разозлённый Диявол попытался в прямом смысле слова убить себя об стену ― о колонну. Его рога и оставили этот след.

Правда, по инспекции дыр как-то задаёшься вопросом: может, это и не сам владыка Ада был, а так, бесёнок? Больно расстояние между рожками маленькое…

Где: Piazza Sant'Ambrogio

Милано-туринский бык и лошадь Леонардо

Пол в построенной в 1867 году галерее Виктора Эммануила II ― типичном модернистском торговом пассаже из стёкла и стали - украшен мозаикой с символическим изображением крупнейших итальянских городов. Самым известным считается ещё одно мифологическое животное ― Туринский бык.

Поставьте ногу на гениталии быка и, загадав желание, прокрутитесь три раза ― миланцы верят, что тогда вам будет сопутствовать удача.

Ещё одно почти мифологическое животное Милана ― лошадь Леонардо да Винчи. На самом деле, и не Леонардо, а Лодовико Сфорца, миланского правителя (семья Сфорца сменила на этом посту семью Висконти), который потребовал от художника создать самую большую статую в мире в честь своего отца, Франческо Сфорца.

В 1493 году Да Винчи представил глиняную модель, по которой статуя должна была быть отлита из бронзы. Но Лодовико, призвавший французов в борьбе против венецианцев, а затем поссорившийся с ними, пустил все 80 тонн бронзы, отложенных на статую, на вооружение. В 1499 году французские лучники превратили глиняную модель в груду пыли, а оригинальные наброски Леонардо были утеряны.

Но через пять столетий, в 1965 году, потерянные записи Да Винчи были найдены в Национальной Библиотеке в Мадриде, а среди них ― и набросок лошади Сфорца. Американский пилот в отставке и страстный поклонник искусства эпохи Ренессанса из Аллентауна, штат Пенсильвания, Чарльз Дент прочёл об этом открытии и о несбывшейся статуе в номере National Geographic за 1977 год и решил поставить все точки над «и». Он обратился к скульптору Нине Акаму, которая и завершила проект по эскизам великого Леонардо в 1999 году.

Правда, Чарльз Дент так и не увидел этого ― он скончался за пять лет до открытия статуи, в 1994 году, не получив никакой благодарности от властей города Милана. Более маленькая версия статуи была отлита и установлена в Аллентауне в память о пилоте, столь любившем итальянское искусство.

Где: Piazza del Duomo, Galleria Vittorio Emanuele II

Часовня-костница Сан-Бернардино

Часовня-костница Сан Бернардино находится Пьяцца Санто Стефано (Piazza Santo Stefano) к юго-востоку от собора. В 1145 году на Via Brolo рядом с церковью святого Стефана был построен госпиталь. На церковном кладбище стали хоронить тех, кто скончался в госпитале, и уже в 1210 году места стало не хватать.

Тогда было построено отдельное помещение для хранения костей ― а в 1269 году и отдельная церковь (в 1738 году король Джон V Португальский был настолько впечатлён ею, что приказал построить точную копию в Эворе, около Лиссабона). Сегодня хранилище до сих пор открыто, его потолок расписан фресками Себастьяно Риччи, а стены ― заполнены костями.

Незабываемое во всех отношениях зрелище.

Где: Piazza Santo Stefano, Via Carlo Giuseppe Merlo, 4

Дева Парка Семпионе

Но кость ― это, всё же, бренное тело, а как в Милане обстоят дела с духами? Самый известный миланский призрак ― девушка в парке Семпионе, чьё лицо всегда закрыто вуалью.

Попробуете её догнать ― не удивляйтесь ни тому, что прекрасная незнакомка растает с тяжёлым вздохом, ни тому, что юная итальянка, обернувшись, улыбнётся вам улыбкой Моны Лизы, ― шедевра всё того же Леонардо.

Где: Парк Семпионе, рядом с Кастелло Сфорцеск

Авторы: Ксения Щербино, Владислав Поляновский, "Частный корреспондент".