Я с огромным вниманием читаю комментарии к моим публикациями на этом канале. И часто благодаря вашим комментариям нахожу тему для новой статьи. В этот раз я хочу написать что-то вроде развёрнутого ответа на комментарий, оставленный Михаилом Мосоловым к статье о картах Visa с генерируемым кодом безопасности. Михаил высказал несколько утверждений, на которых мне хотелось бы остановиться, и с его разрешения я решил оформить всё это в виде отдельной статьи.
О блокировках
Банк, например, имеет право присвоить себе всю сумму на вашем счету, если посчитает ее «незаконно добытой». А вам придется доказывать, что вы не утюг.
Нет, у банка нет такого права. Банк действительно обязан приостановить операции по счёту или карты до выяснения обстоятельств. Как правило, для этого запрашиваются документы, поясняющие характер операции. Если всё нормально, карту разблокируют и вы сможете ею пользоваться. Если нет, то их можно будет забрать: снять со счёта, перечислить обратно или на счёт в другом банке.
Банк спокойно может заблочить вашу карту пока вы, например, за границей отдыхаете, потому что дядя Петр, прислал вам на нее сумму 300 рублей, которую вы ему одолжили в прошлый раз на мобильную связь, а вы тем временем, останетесь без средств существования в чужой стране.
Ну вообще, отправляться в путешествие с одной единственной картой я бы не стал. Но главное не это, главное то, что вероятность необоснованной блокировки значительно ниже чем об этом говорят.
Банк может заблокировать операцию (и карту «дяди Пети»), если посчитает, что с его карты деньги списываются мошенниками. Срок блокировки карты — не больше двух дней, причём если дядя подтвердит.
Если речь идёт о блокировке в рамках закона об отмывании и противодействию терроризма, то многочисленность таких претензий сильно преувеличено. Банки действительно должны проверять операции, причём признаки подозрительных операций определены положением Центрального банка №375-П, а не изобретаются банками самостоятельно. И там, кстати, один из пунктов — это отказ клиента предоставить информацию по операции. То есть, если отказаться предоставлять информацию «из вредности», то банк должен будет отказаться от сотрудничества с клиентом.
Зато если информация предоставлена, то разблокировка пройдёт быстро и безболезненно.
О безопасности карт: кто виноват?
Существуют базы, где коды безопасности уже давно были спалены на камерах видеонаблюдения.
Мошенники и злоумышленники были и будут всегда. Базы с кодами могут и существовать — поэтому и пишут в памятках, что нужно прикрывать клавиатуру одной рукой, пока другой вводится код.
Но нельзя сказать, что держатели карт настолько беззащитны. Сейчас риск от того, что реквизиты попали в чужие руки, не такой «страшный» как это было буквально лет пять назад. Современные карты используют технологии, которые значительно безопаснее, по сравнению с тем, что было 10 лет назад. Для онлайн-платежей используется технология 3-D Secure (Verified by Visa, MasterCard SecureCode, Мир Accept), заключающаяся в том, что при оплате будет запрашиваться дополнительный код, который никак на карте не отражен (обычно его присылают по SMS). В картах появился чип, который не скопируешь так просто, как магнитную полосу.
Но самое главное, что если операция по карте совершена с использованием «устаревших технологий» — т. е. онлайн-оплата прошла без запроса дополнительного кода, а карта была использована на устройстве, не поддерживающем стандарт EMV (т. е. по магнитной полосе), то ответственность за такие операции ложится на продавца.
От фишинга использование вами виртуальной карты также никак не спасет, разве что от платной подписки, которую вы забыли отключить спустя срок давности этой виртуалки.
Если расширить понятие фишинг до социальной инженерии, то тут действительно есть определённая проблема. Только заключается она в том, что многие держатели карт готовы поделиться персональными данными с первым же, кто позвонил по телефону.
Если уж так хочется, храните деньги в международных банках, там и к операциям по карте другое отношение будет, не то что у нас: «Мошенники списали 8000 рублей? Ну вы сами виноваты, возвращать вам не будем».
Если вы отдали карту в чужие руки, если вы по телефону незнакомому дяде рассказали всё, что написано на карте, а потом ещё назвали какой-то код пришедший вам по SMS, то да — виноваты, конечно, мошенники. Но вы сделали всё, чтобы облегчить им «работу». И скажите, почему вам банк должен в этом случае что-то возмещать? Представьте ситуацию, что жертва карманников будет требовать возмещения убытков у производителя кошельков или у Центрального банка?
О банках
Банки в принципе паразитарное явление для экономики и производства и принадлежат коррупционерам для хранения коррупционных средств.
У меня есть приятель, с которым мы вместе учились в институте, только он — на стройфаке, и сейчас работает в архитектурном бюро. Я всегда ему немного завидовал. Идёшь с ним по улице, а он тычет пальцем в новое красивое здание и говорит: «Это я проектировал». А когда я занялся кредитованием юрлиц, то в какой-то момент осознал — кто-то это здание спроектировал, а кто-то дал на него деньги. Да, возможно, это не такая и творческая работа, но она не менее кропотливая и трудоёмкая. Без банков не было бы этих зданий, не было бы множества предприятий.Ну а насчёт хранения коррупционных средств, могу предложить почитать положение, ссылка на которое приведена в конце статьи, или подумать почему в новостных сюжетах об аресте коррупционеров всегда показываются огромные кучи наличных денег — почему преступники не хранили их в банке?
Почитайте например статьи о мошенничестве Сбера, волосы дыбом встанут: мертвые души, подключенные услуги, пени с 1 копейки, продажа личной информации и т.д. (бесконечность)
К сожалению качество подавляющего большинства публикаций о мошенничестве Сбербанка оставляет желать лучшего. Понятно, что на заголовок «Как Сбербанк обманывает владельцев кредитных карт» привлекает внимание, и на это всё и рассчитано. Авторы таких публикаций сначала выдумывают громкий заголовок, а потом начинают высасывать текст из пальца.
Подводя итог, я могу сказать, что в своих отношениях с банками нужно руководствоваться здравым смыслом и не стесняться задавать вопросы сотрудникам банка. Если вам удобнее получать информацию в интернете, то ищите её на профильных сайтах (любая статья на banki.ru или bankir.ru в тысячу раз полезнее любой публикации, в которой рассказывают о том как Сбербанк обманывает пенсионеров).
Ссылки
Друзья, ставьте лайк, чтобы порекомендовать эту статью другим читателям; и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить следующую публикацию.