Найти в Дзене
Я РАБОТАЮ В БАНКОМАТЕ

Почему банки утаивают причину отказа по кредитам

Оглавление

Если вам когда-то банк отказывал в кредите, то вы наверняка слышали эту фразу: «Причину отказа в выдаче кредита банк не сообщает».

Честно говоря спорное правило. Но повсеместное, по крайней мере, недавно министр финансов Антон Силуанов даже высказался что нужно обязать банки сообщать информацию об отказах в рамках программ льготного кредитования.

Здесь вопрос к банкам, которые предоставляют кредит. У нас 70 банков отобрано в рамках программы [льготного кредитования малого и среднего бизнеса]. Думаю, мы могли быть дать такое поручение банкам, чтобы давали информацию о причинах отказов».

Понятно, что клиентам (и не важно о ком идёт речь — о частных лицах или предпринимателях) неприятно, когда отказывают в кредите. Особенно, если клиент уверен, что у него всё хорошо.

Почему сотрудники не сообщают причину отказа

Вообще, если говорить о кредитах для организаций и предпринимателей, то тут на самом деле не всё так страшно. Если менеджер потратил на клиента неделю своей рабочей жизни: выезжал на место ведения бизнеса, собирал документы и т. д., то вряд ли он будет лезть в бутылку и скрывать причину отказа.

С частными лицами ситуация хуже: не успел получить отказ, а менеджер уже кричит: «Следующий!» и не спешит ничего объяснять.

Самое интересное, что сотрудники принимающие заявки в большинстве случаев сами не знают почему по заявке пришёл отказ. Их работа заключается в том, чтобы внести в систему заявление клиента, приложить сканированные копии документов, а потом (в случае положительного ответа) подготовить кредитный договор.
Решение по заявке принимается совсем другими людьми и этот процесс может быть полностью или частично автоматизирован.

Зачем банкам такая таинственность

Если вытянуть менеджера на откровенный разговор и спросить, почему всё-таки банк не сообщает о причинах отказа, то скорее всего будут получен ответ, что так делается из соображений безопасности. Но в действительности, это позволяет решить целый ряд вопросов:

Безопасность. Предполагается, что знание причины отказа позволит недобросовестным клиентам как-то манипулировать системой. Допустим при повторной заявке утаить какую-то информацию или наоборот «нарисовать» справку с доходом повыше.

Ускорение работы. В большинстве банков сейчас применяют различные экспертные системы (скоринг), которые нужны, чтобы сокращать время рассмотрения заявки. И если клиенту сообщать о причинах отказа, то это приведёт к дополнительным тратам времени и даже к спорам.

Продажа дополнительных продуктов. Отказали в кредите? Сотрудница банка удивлённо взглянет на вас и скажет: «Наверное — это из-за плохой кредитной истории. Надо проверить!». И предложит оплатить дополнительную услугу — отчёт кредитной истории.

Скрывают свои проблемы. Если у банка проблемы с ликвидностью, если он почему-то не может выдавать кредиты, то… можно просто отказывать всем или какой-то части клиентов. Иногда заявки даже не рассматриваются и кредитным инспекторам так и говорят: «Принимайте заявку, держите у себя три дня, потом сообщайте клиенту об отказе. Причину отказа — не называем

Получается, что это очень удобно. И для тех, кто согласно инструкции, отказывается сообщить причину. И для тех, кто составляет эти инструкции. Хотя не удивлюсь, если последние просто руководствуются устоявшейся традицией.

Что делать клиентам?

Спрашивать. Лучше попытаться связаться с руководителем. Вполне может быть, что у руководителя достаточно полномочий запросить причину отказа. Запросите отчёт по кредитной истории — сейчас это можно сделать бесплатно. Если в заявке указывались телефоны ваших друзей или коллег, то спросите — звонили им из банка (может до них просто не дозвонились).

Если причина отказа действительно незначительная, то вашу заявку могут вернуть на доработку кредитному инспектору. В этом случае, ещё есть шансы получить кредит.

Если ничего не выйдет, то придётся обратиться в другой банк.
Но зато, когда следующий раз вам из первого банка вам позвонят и предложат кредит, откажите. И на вопрос «Почему?!», смело отвечайте: «Причину отказа не сообщаю!»

Рекомендую прочитать: