Найти тему

"Красная палатка", или Виновен или нет Нобиле?

Полвека назад, в 1969 на экраны вышел последний фильм Калатозова, «Красная палатка». И это был воистину шедевр.1968 год. Генерал Умберто Нобиле не может уснуть. Его тревожат воспоминания о далеком 1928-м годе, когда он был руководителем полярной экспедиции. Снова и снова он спрашивает себя: виновен ли он? 40 лет назад на дирижабле «Италия» Нобиле отправился покорять Северный полюс. Дирижабль потерпел аварию и часть экипажа погибла, а 9 человек, оказались на льдине. Полтора месяца провели они в красной палатке, ожидая, что люди услышать слабый сигнал их рации. В конце-концов так и случилось и советский ледокол «Красин» спас терпящих бедствие. Но руководителя экспедиции, знаменитого генерала Нобиле, среди них не было. Двумя неделями ранее он улетел со шведским пилотом Лундборгом. Как известно, по морским законам капитан покидает судно последним. Нобиле сделал это первым. И угрызения совести долгие годы терзали генерала, особенно по ночам, когда к нему приходили участники тех событий, живые и давно мертвые, и устраивали суд над Нобиле.

Это изумительно красивый фильм. Снимали его по бОльшей части действительно в Арктике, правда, вместо «Красина» использовали «Обь». Музыку для советского варианта написал Зацепин, для итальянского – Э. Морриконе. Невероятно хороши актеры, которые чуть ли не все – звезды мирового кинематографа: Ш. Коннери, П. Финч, К. Кардинале, Д. Банионис, Х. Крюгер¸ Э. Марцевич, М. Адорф, Ю. Соломин и пр. «Красная палатка» не только отлично смотрится, этот фильм еще и ставит перед зрителем важные вопросы: что такое ответственность, долг, риск, героизм. Причем эти вопросы поднимаются очень ненавязчиво, не в лоб, никто не встает в позу и не произносит речей.

-2

У генерала было 50 причин, чтобы остаться и столько же – чтобы улететь. Или… 51 причина? Неужели всю его ответственность командира перевесила мысль о горячей ванне? Но, как сказал Амундсен, «Становясь командирам ты теряешь право на человеческие желания. Мы не можем позволить себе такую роскошь. И вряд ли найдется командир без человеческих желаний. ». Люди остаются людьми, но чем выше пост, который занимает человек, тем больше с него спрос. Именно поэтому забывчивость Бьяджи, который не смог сообразить, что сопротивлением в рации может быть графит, вызывает лишь смех, тогда как большинство героев не могут простить Умберто Нобиле его бегства.

-3

Не всегда человек, делает то, что хочет. Нередко – то, что нужно, что должно. Когда офицеры Дзаппи и Мариано отправляются на большую землю, чтобы сообщить о катастрофе и привести спасателей, Мальмгрен уходит с ними, хотя не верит в то, что они доберутся до цели. Почему? Они не знают Арктики, он знает и поэтому не может отпустить их одних.

-4

Можно ли ставить на карту жизнь одних людей, спасая других? Советский летчик Чухновский считает, что да, можно. Именно поэтому он раз за разом в сложных погодных условиях летит искать экспедицию Нобиле. А, потерпев крушение, не дает своих координат Самойловичу, руководителю экспедиции, чтобы тот спас сначала итальянцев. Это один взгляд на проблему. Самойлович же считает иначе: нельзя рисковать единственным самолетом, тем более сейчас, когда у "Красина" сломан винт. Прав Чухновский: людей надо спасать. Но прав и Самойлович, отвечающий за всех членов экспедиции.

Почему мы не считаем героем красавца Лундборга, который нашел экспедицию Нобиле и снял со льдины генерала, но готовы преклониться перед Амундсеном, который не достиг цели и погиб? Значит, дело не в том, насколько успешно было закончено дело. Может быть, мы ориентируемся на то, чем руководствовался человек, совершая тот или иной поступок? И, тщеславие, которое движет Амундсеном, нам более симпатично, чем сребролюбие шведа?

-6

«Какие разные существа, - скажет Валерия, глядя на Чухновского и Нобиле, - И оба именуются людьми!» Эти слова можно было бы сделать эпиграфом или резюме к «Красной палатке».

Картинки с сайтов: https://www.imdb.com/title/tt0067315/ и https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/3236/annot/.