После введения ограничений на поставку России композиционных материалов для изготовления крыла и хвостового оперения, российская наука и производство были готовы к такому повороту событий. Уже в течение десяти лет над созданием новых полимеров работали учёные-химики из института углеродных материалов и технологий и компания «Унихимтек». Новое волокно делают на «Росатоме», а всё остальное производство инфузионных материалов – это оригинальная разработка компании «Унихимтек» и института ИНУМиТ.
Но, всё это может задержать первые поставки серийных машин, как было уже заявлено, до конца 2020 года. Ещё одно, что может произойти – это отказ в сотрудничестве с ОАК американской компании Pratt & Whitney и прекращении поставок двигателей PW1400G для российского лайнера МС-21.
Двигателестроители из США пока не отказываются от своих обязательств, но в случае, если такое произойдёт, в России построен, сертифицирован и готов к серийному производству отечественный мотор ПД-14, который практически не уступает зарубежным аналогам.
В настоящее время третий опытный борт МС-21 передан на лётно-испытательную станцию и проходит подготовку к первому вылету. На четвёртом опытном экземпляре производятся работы по монтажу систем и уже во втором квартале машина должна принять участие в лётных испытаниях.
В программе сертификационных испытаний примут участие все четыре самолёта, которым предстоит выполнить 1700 испытательных полёта до конца лета 2020 года. На первой машине, собранной по серийной технологии, будут установлены двигатели ПД-14, где под них переработают мотогондолы и зализы крыла. Этот борт также примет участие в испытательных и сертификационных полётах по утверждённой программе.
Раз уж речь зашла об МС-21, не могу не рассказать о ещё одной отличительной черты в системе управления российского пассажирского лайнера. Такой «вишенкой на торте» является активная боковая ручка управления.
На пассажирских зарубежных лайнерах боковые ручки применяются лишь на Airbus, они удобны ещё тем, что не загораживают передний сектор приборной доски, но отличие боковой ручки на МС-21 в том, что она активная , а не пассивная, как на Airbus и позволяет каждому пилоту чувствовать, что происходит с другой ручкой, поскольку она повторяет все движения первого лётчика.
Трудно переоценить эту особенность для обучения пилотов, что не скажешь о боковых ручках на Airbus, где лётчики не чувствуют при перемещении ручки, что происходит у другого. Ещё одно отличие боковой ручки российского лайнера заключается в том, что она начинает вибрировать и имитирует тряску машины при приближении к опасному режиму полёта. Таким образом, кроме визуального наблюдения, пилот принимает и тактильные ощущения приближения опасности.
Удобна боковая ручка и в режиме автопилота, где лётчикам понятно по её передвижениям, что происходит в режиме автоматического управления. Это новшество позволило увеличить взаимопонимание между пилотами и исключило не координированности действий между ними.
МС-21 первый пассажирский самолёт получивший такую ручку управления и ожидается, что этот девайс будет сертифицирован вместе с российским лайнером.