Найти тему
Первым делом самолёты

Композиты, ПД-14 и боковая ручка управления лайнера МС-21

После введения ограничений на поставку России композиционных материалов для изготовления крыла и хвостового оперения, российская наука и производство были готовы к такому повороту событий. Уже в течение десяти лет над созданием новых полимеров работали учёные-химики из института углеродных материалов и технологий и компания «Унихимтек». Новое волокно делают на «Росатоме», а всё остальное производство инфузионных материалов – это оригинальная разработка компании «Унихимтек» и института ИНУМиТ.

Но, всё это может задержать первые поставки серийных машин, как было уже заявлено, до конца 2020 года. Ещё одно, что может произойти – это отказ в сотрудничестве с ОАК американской компании  Pratt & Whitney и прекращении поставок двигателей PW1400G для российского лайнера МС-21.

Двигателестроители из США пока не отказываются от своих обязательств, но в случае, если такое произойдёт, в России построен, сертифицирован и готов к серийному производству отечественный мотор ПД-14, который практически не уступает зарубежным аналогам.

Российский двигатель ПД-14 для пассажирского лайнера МС-21
Российский двигатель ПД-14 для пассажирского лайнера МС-21

В настоящее время третий опытный борт МС-21 передан на лётно-испытательную станцию и проходит подготовку к первому вылету. На четвёртом опытном экземпляре производятся работы по монтажу систем и уже во втором квартале машина должна принять участие в лётных испытаниях.

В программе сертификационных испытаний примут участие все четыре самолёта, которым предстоит выполнить 1700 испытательных полёта до конца лета 2020 года. На первой машине, собранной по серийной технологии, будут установлены двигатели ПД-14, где под них переработают мотогондолы и зализы крыла. Этот борт также примет участие в испытательных и сертификационных полётах по утверждённой программе.

Раз уж речь зашла об МС-21, не могу не рассказать о ещё одной отличительной черты в системе управления российского пассажирского лайнера. Такой «вишенкой на торте» является активная боковая ручка управления.

Активная боковая ручка управления самолёта МС-21
Активная боковая ручка управления самолёта МС-21

На пассажирских зарубежных лайнерах боковые ручки применяются лишь на Airbus, они удобны ещё тем, что не загораживают передний сектор приборной доски, но отличие боковой ручки на МС-21 в том, что она активная , а не пассивная, как на Airbus и позволяет каждому пилоту чувствовать, что происходит с другой ручкой, поскольку она повторяет все движения первого лётчика.

Трудно переоценить эту особенность для обучения пилотов, что не скажешь о боковых ручках на Airbus, где лётчики не чувствуют при перемещении ручки, что происходит у другого. Ещё одно отличие боковой ручки российского лайнера заключается в том, что она начинает вибрировать и имитирует тряску машины при приближении к опасному режиму полёта. Таким образом, кроме визуального наблюдения, пилот принимает и тактильные ощущения приближения опасности.

Удобна боковая ручка и в режиме автопилота, где лётчикам понятно по её передвижениям, что происходит в режиме автоматического управления. Это новшество позволило увеличить взаимопонимание между пилотами и исключило не координированности действий между ними.

МС-21 первый пассажирский самолёт получивший такую ручку управления и ожидается, что этот девайс будет сертифицирован вместе с российским лайнером.