Найти тему
Hype.tech

10 главных заблуждений о нашем мозге

Оглавление

Мы верим во многие вещи, и нейромифы — одна из них. Давайте пройдемся по десятке самых распространенных заблуждений о работе нашего разума.

© Magzter
© Magzter

Нейромиф — распространенное ложное представление о том, как функционируют наш мозг. Термин "нейромифы" был впервые использован в докладе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) о понимании мозга. Термин относится к дезинформации в сфере образования.

Как только эти мифы овладевают общественным сознанием, людям часто трудно различать факты и вымысел.

Мифы, в которые верят, как правило, становятся правдой. Джордж Оруэлл

Использование нейробиологии в образовании — это очень молодое направление. Технологии нейровизуализации и осознание особенностей функционирования отделов нашего головного мозга стали развиваться только в последние два десятилетия.

Да, нейробиологи могут указать на некоторые аспекты того, как различные части мозга функционируют и связаны друг с другом. Однако, когда дело доходит до образования, никто не может окончательно изложить более чем несколько общих понятий. Профессор Курт Фишер, возглавляющий аспирантуру "Разум, мозг и образование" в Гарвардском университете, говорит:

Многое из того, что публикуется и говорится, бесполезно. Многое из этого неверно, а некоторые факты вообще не основаны на неврологии.

Не верь всему, что думаешь. Мысли — это просто мысли. Алан Локос.

Читайте также: Исследователи обнаружили у берегов Коста-Рики новые биологические виды

Левая часть мозга против правой

© 123RF
© 123RF

Миф: некоторые из нас "левши", а некоторые — "правши", и это помогает объяснить различия в процессе обучения.

На самом деле: левое и правое полушария мозга работают вместе. Нет никаких доказательств того, что обучение людей существенно отличается в зависимости от того, что одно полушарие доминирует над другим.

Происхождение. Миф, возможно, возник из-за неправильного понимания работы лауреата Нобелевской премии Роджера Сперри. Он изучал "раздвоение мозга". В ходе работы, он заметил различия в функционировании у людей, у которых левая или правая половинка мозга были хирургически "отключены".

С одной стороны верно, что определенные полушария мозга отвечают за генерацию определенных функций, таких как речь, творчество и пр. Тем не менее, для полноценной реализации этих функций требуются оба полушария мозга.

Эксперименты по сканированию мозга, проведенные в университете штата Юта, показали, что, хотя определенные доли в мозге регистрируют высокий нейронный трафик во время конкретных процессов, нейронная активность не ограничивается одним полушарием, что ставит под сомнение эту теорию.

Мы используем только 10% нашего мозга.

© Eduqa.me
© Eduqa.me

Заблуждение заключается в том, что многие считают, что мы сейчас используем только определенную, небольшую долю возможностей нашего мозга. Этот миф стал основой для фантастических фильмов о людях, которые используют свое "серое вещество" на все 100%.

На самом деле: здоровый человек использует 100% возможностей своего мозга.

Происхождение. Одним из возможных источников является теория резервной энергии, разработанная гарвардскими психологами Уильямом Джеймсом и Борисом Сидисом на заре двадцатого века. Тогда они изучали вундеркинда Уильяма Сидиса, который в 11 лет уже поступил в Гарвардский университет, а в 12 — начал преподавать.

После работы с вундеркиндом, ученые заявили, что люди используют лишь часть своего умственного потенциала. Тогда, глядя на кого-то, похожего на Сидиса, это утверждение выглядело правдоподобно.

Тем не менее, современная визуализация мозга пока не выявила каких-либо неактивных областей в здоровом мозге. Иными словами, каждый из нас использует свой мозг полностью, и обратное пока не доказано.

Стили обучения

© Allied Medical Training
© Allied Medical Training

Распространенным мифом в области образования является то, что у людей есть разные предпочтительные стили обучения, такие как , например, "визуальный" или "кинестетический".

В действительности: да, многие люди выказывают определенные предпочтения относительно способа обучения. Тем не менее, нет никаких доказательств того, что соответствие методики преподавания предпочтительному стилю улучшит обучение, несмотря на то, что эта гипотеза проверялась уже несколько раз.

Происхождение. Достоверно происхождение этого мифа неизвестно, он слишком распространен, чтобы отследить источник. Но установлено, что, если пытаться обучить человека чему-либо, используя только предпочтительный метод, это может дать даже худший результат. Это в некотором роде связано с неоправданными ожиданиями.

Например, вы указали, что лучше воспринимаете информацию визуально, и будете учиться с использованием этой методики. Вы закономерно ожидаете высоких результатов, но не можете запомнить столько, сколько хотите. Из-за этого возникает чувство неудовлетворенности, что только вредит процессу обучения.

Несмотря на отсутствие доказательств, исследование 2012 года продемонстрировало, что среди преподавателей широко распространена вера в использование стилей обучения. Более того, исследование 2015 года показало, что большинство научных работ в области высшего образования ошибочно поддерживают использование стилей обучения.

Обращение сразу к нескольким стилям обучения может быть полезным, потому что решение задач непривычным способом заставляет наш разум работать активнее. Иными словами, разнообразие "стилей обучения" делает процесс наиболее эффективным для всех учащихся.

Читайте также: YouTube виноват в том, что люди верят в плоскую Землю

Критические периоды

© Fluent in 3 months
© Fluent in 3 months

Миф: формирование и развитие мозга заканчивается к тому времени, когда дети достигают половой зрелости.

На самом деле: развитие мозга продолжается в подростковом и во взрослом возрасте, особенно в префронтальной коре. Именно эта область играет решающую роль в мышлении и принятии решений.

Происхождение. Несмотря на то, что связи между нейронами, называемые синапсами, наиболее многочисленны в детстве, многие из опубликованных исследований, связанных с обучением в эти "критические" периоды, касались крыс, а не людей.

Убеждение, что мозг наиболее податлив только в определенные "критические периоды", и поэтому обучение должно происходят в это время, не подтверждено научно. Если бы это было правдой, тогда образовательные мероприятия должны были бы совпадать с этими периодами, иначе стали бы бесполезными. Но даже в старшей школе, и, тем более, в институтах, люди уже взрослые и физиологически сформированы. Так почему же мы все таки можем получать высшее образование и учиться в течение жизни, если наш мозг в это время уже не развивается? Правильно, поэтому, что это утверждение не соответствует действительности.

Теория синаптогенеза

© Huffington Post
© Huffington Post

Миф: по мере обучения в нашем мозге становится больше клеток.

На самом деле: обучение не связано с увеличением количества клеток, но сопровождается изменением нейронных связей между клетками.

Было обнаружено, что у крыс, выращенных в лаборатории с окружающей средой, обогащенной стимулами для обучения, синапсов на 25% больше, чем у представителей контрольной группы. Однако этот эффект возникает независимо от того, когда они перемещаются в эту обогащенную стимулами среду: в детстве или в зрелом возрасте.

Признаком дислексии является некорректное, обратное видение букв

© Georgia Family Magazine
© Georgia Family Magazine

Миф: люди с дислексией всегда меняют расстановку букв.

В действительности: люди с дислексией имеют определенные трудности с расшифровкой написанных слов. Эта патология имеет неврологическое происхождение.

Проблема восприятия связана скорее с преображением букв в звуки (и наоборот), а не с визуальным отображением слов. Хотя некоторые люди с дислексией могут поменять буквы при чтении и написании (дислексия букв), это не очень распространенное явление, и для многих людей с дислексией оно не характерно.

Умственные способности определяются генетически, их нельзя изменить

k1news.ru
k1news.ru

Заблуждение заключается в мысли, что есть люди одаренные, но если вы не родились таким, то сделать с этим уже ничего нельзя.

На самом деле: умственные способности действительно имеют генетический компонент, но на них также сильно влияют факторы окружающей среды. Любой разум, независимо от его врожденных особенностей, нуждается в опыте и развитии.

Представление о том, что мозг статичен и неизменен, в корне неправильно. Наиболее широко принятым выводом современных исследований в области нейробиологии является нейропластичность: наш мозг растет, изменяется и адаптируется в каждый момент нашей жизни.

Практически каждый, кто изучает мозг, поражен тем, насколько он пластичен, — Курт Фишер

Когда мы спим, мозг отключается

© pikabu.ru
© pikabu.ru

Миф: когда мы отдыхаем, наш мозг полностью отключается и ничего не воспринимает.

На самом деле: да, характер активности меняется, когда мы ложимся спать, но мозг активен 24 часа в сутки, независимо от того, спим мы или бодрствуем. Всю нашу жизнь и в любые ее периоды он получает и обрабатывает информацию.

Если бы мозг действительно отключался, как бы мы тогда просыпались от звуков? Какая часть нашего тела воспринимала и передавала бы сигналы о пробуждении?

Читайте также: Мимивирусы. Почти клетки

Прослушивание классической музыки повышает мыслительные способности детей

© BLIZKO.ru
© BLIZKO.ru

Многие думают, что если ребенок будет слушать классическую музыку, он станет лучше учиться, но так ли это?

На самом деле: существует мало научных доказательств того, что классическая музыка — так называемый "эффект Моцарта" — оказывает влияние на способность детей, да и взрослых людей, мыслить.

Многозадачность

© StartUPfoto
© StartUPfoto

Бытует ошибочное мнение, что многозадачность — привычное явление для нашего разума.

На самом деле: мозг не может одновременно обслуживать сразу много раздражающих процессов. Иными словами, многозадачность не работает в большинстве случаев.

Наш мозг постоянно работает и анализирует окружающую среду, чтобы ничего не пропустить. Это происходит всегда и везде. Но это "фоновые" процессы, они не в счет при анализе многозадачности.

Исследование, проведенное в 2000 году Моше Навех-Бенджамином (Moshe Naveh-Benjamin) дает более глубокое понимание влияния многозадачности на обучение. Автор обнаружил, что существуют значительные различия между правильной и "многозадачной" обработкой информации.

Исследования продемонстрировали, что кодирование (обработка) требует большего внимания, и что его рассеивание на этом этапе значительно уменьшает объем памяти, отведенной для процесса.

Поскольку обработка — это первый из трех этапов работы с данными (два других — хранение и извлечение), подразумевается, что многозадачность сильно влияет на количество и качество памяти.

В другом исследовании было обнаружено, что воспоминания, полученные в ходе многозадачности, используют для хранения информации полосатое тело (стриатум). Это область мозга, плохо подходящая для долговременной памяти и осознания.

Обучение, которое происходит во время многозадачности, не может быть обобщено, оно не приводит к осознанию, способности вспомнить, воспроизвести информацию при необходимости. Во время обучения без многозадачности был активен гиппокамп, область мозга, занимающаяся сортировкой, обработкой и извлечением информации. Она критически важна для декларативной памяти (запоминания фактов и событий).

Однако отвлекающие факторы сместили мозговую деятельность к полосатому телу. Обучение с его использованием приводит к знаниям, которые не могут быть хорошо обобщены и усвоены. Данные, которые попадают сюда, вы едва ли сможете воспроизвести при необходимости.

Иными словами, когда нужно что-то запомнить, многозадачность не приведет не к чему хорошему.

Почему мы верим в эти мифы

Согласно исследованиям, проведенным Macdonald et al., широкая общественность считает правдивыми 68% из этих распространенных нейромифов. При этом преподаватели верят в 56% мифов. Даже респонденты с нейробиологическим образованием считают правдивыми 46% из них.

Если раньше вы думали, что многие из перечисленных выше нейромифов правдивы, вы не одиноки. Например, исследователи обнаружили, что 76% населения по ошибке считают, что дислексики видят слова задом наперед.

Исследователи также установили, что основная группа "классических" нейромифов прочно укоренилась в общественном сознании. К ним относятся мифы, связанные со стилями обучения, дислексией, эффектом Моцарта, правым/левым полушариями мозга и использованием только небольшого процента мозга.

Как учиться быстрее и эффективнее

Избегайте действий, которые препятствуют обучению, таких как прокрастинация, чрезмерная нагрузка информацией, многозадачность и недостаток сна. Ниже вы найдете некоторые ключевые моменты, которые помогут вам учиться эффективнее.

  • Визуализация, периодические повторы и чередование. Представляйте то, что изучаете, повторяйте пройденный материал и чередуйте дисциплины между собой.
  • Умеренный умственный стресс полезен для обучения, в то время как легкий и сильный стресс вредят этому процессу.
  • Полноценный сон, питание и физические упражнения способствуют активному обучению.
© Amber Wellness
© Amber Wellness
  • Разнообразные методы обучения помогут лучше усваивать материал. Для изучения чего-то нужно задействовать чтение, письмо, разговорную речь, прослушивание и размышление. В таком случае активируются процессы, стимулирующие создание множественных нервных связей в мозге и способствующие развитию памяти.
  • Польза периодического повторения. Нейробиологи обнаружили, что повторение через установленные промежутки времени является одним из самых надежных способов "убедить" нейроны в том, что информация достойна запоминания.
  • Метафоры и аналогия. Это один из лучших приемов, который можно использовать, чтобы запомнить что-либо.

Обучение включает в себя создание ментальных моделей окружающего нас мира. Таким образом, понимание того, как работает наш мозг, можно использовать в качестве основы, позволяющей нам учиться быстрее и эффективнее.

Я уже писала о том, как быстрее запоминать числа и имена в этой статье. Надеюсь, этот материал был вам полезен. Подписывайтесь на мои новые статьи, впереди нас ждет еще много всего интересного!

По материалам Medium