Хочу затронуть сложную, по крайней мере для меня, тему. Тему "токсичных" сотрудников. Кто это такие? Что с ними делать? Нужны ли они вообще в компании?
В первую очередь, определим, что такое «токсичность». Это состояние, в котором человек, по субъективным или объективным причинам начинает разрушительно влиять на коллег, подчиненных, партнеров. Это негативно отражается на эффективности рабочих процессов в компании, на взаимоотношениях с людьми за пределами работы.
В большинстве случаев токсичностью «страдают» работники, которые уже длительное время отработали в компании. Токсичные редко встречаются среди работников, пришедших в организацию 3-9 месяцев назад: обычно они отсеиваются на этапе адаптации сотрудника в компании. Почему именно такие сроки? Как правило, корпоративная среда часто отвергает этих людей в первые месяцы работы. Просто они не приживаются к коллективу, если коллектив, конечно, у тебя уже не токсичен. Если ты хочешь полностью заменить старичков на новых сотрудников, то мой тебе совет, разделяй их, не дай старичкам проесть мозг новеньким, а то можно так и новеньких не собрать.
Почему сотрудник может стать "токсичным"?
Масса причин, связанных и не связанных с работой. Предлагаю разобрать те, что связаны с работой.
Первая группа причин – большие изменения в компании. Изменение стратегии компании, смена менеджмента, реструктуризация, другие глобальные изменения часто делят коллектив на тех, кто поддерживает и понимает смысл изменений, и тех, кто не может принять и адаптироваться. В такие моменты от руководителя требуется особо внимательное отношение к работникам, высокое качество и своевременность коммуникации, разъяснение происходящего и предоставление сотрудникам инструмента, с помощью которого они смогут легче адаптироваться к изменениям. Например, разъяснение стратегии компании, прояснение целей и задач, обучение новым функциям, личностное развитие, предоставление возможности горизонтальной ротации. Это вовлечет людей в новый мир, в новые отношения, в новую культуру и приведет к повышению вовлеченности и лояльности работников.
Другая ситуация, позволяющая развиться «токсичному» поведению – когда корпоративная среда позволяет и не пресекает подобное поведение. Человек повысил голос на сотрудника или коллегу, отказался от выполнения задачи, где-то нелестно отозвался о компании… Первые шаги сделаны, на них не обратили внимание, не отреагировали. Значит, можно продолжать вести себя как хочется. В данном случае корпоративная культура должна выполнять функции фильтра, т. е. пропускает полезное и удаляет неполезное, удерживая одних людей и поддерживая их поведение и отторгает других, налагая вето на их поведение. Если в работе корпоративного фильтра сбой, неполезное удерживается, не может быть названо в открытую «неполезным», создается культура двойных стандартов: «Да, Игорь допустил некорректность, но он давний, уважаемый сотрудник, давайте закроем глаза и будем считать, что ничего не было». Формируется «выученная беспомощность», «токсично» ведущие себя работники начинают процветать.
Чтобы идентифицировать токсичность и изолировать ее, нужна здоровая среда, не допускающая двойных стандартов. Когда компания определяет границы полезного и признаки бесполезного. Когда правила игры не навязаны, а искренне разделяемы работниками. И если они разделяемы, то токсичного сотрудника среда распознает, явно обозначает, дает обратную связь, а если положительной динамики нет, то отторгнет, ограничит полномочия, удалит с ключевых должностей.
Читать Телеграм-канал
Другие статьи:
Почему ты решил, что тебя не уволят?
Новый сотрудник. С чего начать!
Какой твои выбор: Лидерство или управление?