Найти тему

Критика учителей

Мой коллега, мастер Окинавского Годзю рю на одном из своих ресурсов выдал такую сентенцию, о которой мы с ним немного подискутировали.

Я не буду расписывать весь диалог. Да это и не нужно…

Я просто изложу его пост, в котором скрыт вопрос для для каждого и представлю своё личное мнение по этой проблематике…

Отношения учитель и ученик - это акт обоюдной ответственности, а не игра в одни ворота. Говоря языком юриспруденции - ученик доверяет, а учитель принимает это доверие осознавая, как последствия этого шага, так и связанные с ним обязательства. С этого момента он, учитель с возрастающей силой влияет на жизненные взгляды и принципы своего подопечного, независимо от желания последнего.
Зарисовка: Один раз знакомый практик боевых искусств сказал мне - все эти разговоры про учителей и их влияние азиатские сказки, которые не катят, когда речь заходит о нас, критичных и цивилизованных европейцах (это мы то европейцы))). Вот например я, сказал мой собеседник, каждое слово моего учителя подвергаю беспощадному анализу. После этого я задал ему вопрос, после которого он ушел думать. Я спросил - и как много людей в твоей жизни каждое слово которых ты подвергаешь беспощадному анализу?
Богдан Курилко

А вот что я думаю по этому поводу

Странно, что он так этим озадачился ;-)
Ответ на поверхности для прагматика - чем сильнее влияние и чем большее значение имеет то, что ты потенциально готов принять, тем беспощаднее анализ.

Следовательно, и людей таких немного. Например, президент страны, гуру, Учитель, наставники, которых считаешь важными, даже друзья и родные. Это ни в коей мере не отменяет доверие.

Инь-ян...

Говоря "юридическим языком", именно, если мы доверяем, то заключаем договор, по которому несём обязательства. И именно поэтому, чем он важнее, тем детальнее мы вникаем в нюансы и тонкости, подвергая их "нещадному анализу".

Но... Если бы изначально доверия не было бы, то о заключении договора даже бы и речи не зашло.

Именно те, кто подвергали анализу "данное Учителями", были теми, кто развивал и продвигал... Те же, кто слепо перенимали всё от своих учителей, не подвергая критике, в лучшем случае становились прекрасными подражателями, в худшем - блеклыми тенями...

Все стили каратэ, которые мы сейчас имеем (хоть ортодоксальные и традиционные, хоть новоделы по типу кёкушина или кудо) были созданы теми, кто, подвергая анализу данное учителями, вышли из "ареола Учителей", создал новое и продвинулся дальше. Только такие и делают историю :-)

Анализировать, пусть и ошибаясь - это важнейшее право человека. Если этого не делать, если не совершать свои ошибки и не учиться на них, то никогда не понять истины. Человек, не способный пропускать всю информацию хотя бы через сито здравого смысла становится объектом манипуляций и частью стада.

Боле того, понять по-настоящему, прав ли учитель, можно только ошибившись, отступив от истинной, декларируемой им доктрины... или наоборот, - можно развенчать её.

-2

Может Мастер умело и мастерски десятилетиями "забивает гвозди телевизором", как делал его учитель тоже (и учитель его учителя). Он этому может и ученика научить, если тот, не анализируя, будет слепо следовать всем указаниям.

Возможно я открою секрет кому-то, но истинные Мастера многому учатся у своих талантливых и анализирующих учеников.

Процесс-то взаимообразный. Поэтому-то Учителя и стали настоящими учителями ;-) А иначе, это просто наставники, лекторы, проповедники, но не Учителя.

Хигаонна, Бадюк, Макивара МБШ www.makiwara.ru
Хигаонна, Бадюк, Макивара МБШ www.makiwara.ru

Когда Учителю Хигаонне Серёга Бадюк подарил макивару МБШ, мастер глубоко и серьёзно вникал в суть и принципы работы именно на этом на снаряде. То же самое было и с Мастером Тераучи и макиварой Камертон.

-4

А вот некоторые слепо следующие "доктринам" их ученики сразу отвергли эти снаряды, даже не вникая в суть.

Я думаю (ИМХО), что Настоящий Учитель ждёт "диалога".
Ему тоже нужна "свежая кровь" и идеи. А откуда ему их брать.
Его учителя может уже и почили. Значит только от лучших учеников.
И если последние будут просто смотреть мастеру в рот, боясь или не желая высказывать идеи, подвергать сомнению устаревшее и т.п., то это тупиковая ветвь и разочарование для Учителя.

Йорга, Шилов, Макивара МБШ   www.makiwara.ru
Йорга, Шилов, Макивара МБШ www.makiwara.ru

Мой Учитель, Илия Йорга, весьма поощряет тех своих учеников, которые мыслят и анализируют.
Он говорит, что сам растёт рядом с ними, а они наталкивают, как на новые идеи, так и более глубокое понимание нюансов уже существующих аспектов, которые не были открыты его Учителями, не знавшими этого не в силу слабости ума, а в силу того, что база знаний постоянно растёт, и появляются новые факты, знания и т.п., вводящие новые корректировки во всю понятийную базу боевых искусств.

© Михаил Шилов (malleus maximus)
Мастер Спорта России, 5 Дан WFF
Врач: ортопед-травматолог,
хирург, мануальный терапевт

____________________

Понравился материал?
Тогда пожалуйста сделайте следующее…

1. Поставьте «лайк».
2. Сделайте ретвит.
3. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях.
4. И конечно же, оставьте свой комментарий :)