Не имеет смысла опровергать или спорить с авторами многочисленных учебников по устройству автомобиля и руководств по ремонту. Данным материалом, всего лишь, хотелось бы выразить свои наблюдения и, так сказать, замеченные несоответствия по поводу названия одной из, довольно распространенных, деталей трансмиссии автомобиля. Название этой детали, - "ПОЛУОСЬ". В частности, полуось заднего моста. Точные причины, почему ее назвали именно так мне не известны. Возможно, есть какие-то особые аргументы на этот счет. Но, тем не менее, я (надеюсь и не только я) не совсем согласен с таким наименованием и вот почему:
Согласно курсу деталей машин для вузов и специальных техникумов, детали под названием "полуось" не существует...А существуют ОСЬ и ВАЛ. Но и осью было бы назвать эту деталь не совсем верно, потому что, опять же, опираясь на курс деталей машин:
ОСЬ
- Ось в НЕ ПЕРЕДАЕТ крутящий момент;
- Ось служит для поддержания вращающихся деталей и восприятия действующих на них сил;
- Ось может быть вращающейся и неподвижной (не вращающейся).
ПРИМЕРЫ ОСЕЙ
В качестве примера взят барабан грузоподъемной машины.
1. ВРАЩАЮЩАЯСЯ ОСЬ
Здесь барабан с тросом жестко закреплен на оси. Ось, в свою очередь, вращается на опорных подшипниках (на изображении оранжевого цвета). Момент от зубчатого венца передается тросу самим барабаном.
2. НЕПОДВИЖНАЯ ОСЬ
Здесь ось жестко закреплена в корпусе. Ось неподвижная. Барабан вращается на встроенных в него подшипниках.
Что насчет вала:
ВАЛ
- Вал, в отличие от оси, служит для ПЕРЕДАЧИ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА;
- Вал также служит для поддержания вращающихся деталей и восприятия действующих на них нагрузок;
- Вал всегда вращается.
Но, согласно общепринятому названию, ПОЛУОСЬ ведущего моста автомобиля вращается и передает крутящий момент (Мк) от главной передачи к колесу, что, тем самым, противоречит характеристикам ОСИ. Значит получается, что ПОЛУОСЬ вовсе не ОСЬ, а ВАЛ. А точнее ПОЛУВАЛ.
Но тут возникает резонный вопрос. Откуда взялась приставка ПОЛУ- в слове ПОЛУось /ПОЛУвал/?
Дело в том, что каждый вал или ось должны иметь как минимум две опоры. Опорами для валов и вращающихся осей служат подшипники. В нашем случае приводной вал со стороны колеса опирается на подшипник, а другой конец приводного вала шлицевой частью опирается, не на подшипник, а на шестерню дифференциала (на шестерню полуоси). Получается, что вал у нас какой-то неполноценный, короче говоря, ПОЛУ-...ПОЛУвал. Но все же называется эта деталь полуось.
Если допустил неточность или есть дополнения, прошу указать в комментариях, так как для меня этот вопрос спорный.
Спасибо за просмотр.