Найти в Дзене
Oil Worm

Почему деталь назвали "ПОЛУОСЬ". И ВЕРНО ЛИ ТАКОЕ НАЗВАНИЕ.

Оглавление

Не имеет смысла опровергать или спорить с авторами многочисленных учебников по устройству автомобиля и руководств по ремонту. Данным материалом, всего лишь, хотелось бы выразить свои наблюдения и, так сказать, замеченные несоответствия по поводу названия одной из, довольно распространенных, деталей трансмиссии автомобиля. Название этой детали, - "ПОЛУОСЬ". В частности, полуось заднего моста. Точные причины, почему ее назвали именно так мне не известны. Возможно, есть какие-то особые аргументы на этот счет. Но, тем не менее, я (надеюсь и не только я) не совсем согласен с таким наименованием и вот почему:

Согласно курсу деталей машин для вузов и специальных техникумов, детали под названием "полуось" не существует...А существуют ОСЬ и ВАЛ. Но и осью было бы назвать эту деталь не совсем верно, потому что, опять же, опираясь на курс деталей машин:

ОСЬ

  • Ось в НЕ ПЕРЕДАЕТ крутящий момент;
  • Ось служит для поддержания вращающихся деталей и восприятия действующих на них сил;
  • Ось может быть вращающейся и неподвижной (не вращающейся).

ПРИМЕРЫ ОСЕЙ

В качестве примера взят барабан грузоподъемной машины.

1. ВРАЩАЮЩАЯСЯ ОСЬ

Здесь барабан с тросом жестко закреплен на оси. Ось, в свою очередь, вращается на опорных подшипниках (на изображении оранжевого цвета). Момент от зубчатого венца передается тросу самим барабаном.

-2

2. НЕПОДВИЖНАЯ ОСЬ

Здесь ось жестко закреплена в корпусе. Ось неподвижная. Барабан вращается на встроенных в него подшипниках.

-3

Что насчет вала:

ВАЛ

  • Вал, в отличие от оси, служит для ПЕРЕДАЧИ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА;
  • Вал также служит для поддержания вращающихся деталей и восприятия действующих на них нагрузок;
  • Вал всегда вращается.

Но, согласно общепринятому названию, ПОЛУОСЬ ведущего моста автомобиля вращается и передает крутящий момент (Мк) от главной передачи к колесу, что, тем самым, противоречит характеристикам ОСИ. Значит получается, что ПОЛУОСЬ вовсе не ОСЬ, а ВАЛ. А точнее ПОЛУВАЛ.

-4

Но тут возникает резонный вопрос. Откуда взялась приставка ПОЛУ- в слове ПОЛУось /ПОЛУвал/?

Дело в том, что каждый вал или ось должны иметь как минимум две опоры. Опорами для валов и вращающихся осей служат подшипники. В нашем случае приводной вал со стороны колеса опирается на подшипник, а другой конец приводного вала шлицевой частью опирается, не на подшипник, а на шестерню дифференциала (на шестерню полуоси). Получается, что вал у нас какой-то неполноценный, короче говоря, ПОЛУ-...ПОЛУвал. Но все же называется эта деталь полуось.

Если допустил неточность или есть дополнения, прошу указать в комментариях, так как для меня этот вопрос спорный.

Спасибо за просмотр.

-5