Серия "Уходящие города".
Доподлинно известно, что в канун революционных событий столетней давности, а именно в феврале 1917 года, императорский поезд с Государем Николаем II должен был проследовать от Могилева до Царского Села по железнодорожной ветке, которая проходила через станцию Бежецк. Однако по стечению обстоятельств, или преднамеренно, маршрут поезда Литер А изменили.
Путь по железной дороге Московско-Виндаво-Рыбинской (которая проходила через старинный город Бежецк) был на 200 верст короче, чем выбранный маршрут: Могилов- Тосно-Царское село, захватывающий пять разных дорог. Почему выбрали более длинный маршрут для Государя – неизвестно.
В итоге поезда Литер А не проследовало по бежецкой ветке, а более длинная дорога через Тосно символично привела к краху Российской империи: отречением от российского престола императора Николая II во время Февральской революции 1917 года и его арестом в Царском Селе.
Факты свидетельствуют о том, что возможность беспрепятственного прохождения Имперского поезда на станции Бежецк существовала, а именно был второй путь или вторая ветка (хотя официально говорится, что бежецкая железнодорожная станция состоит из одного пути, как впрочем, и в настоящее время).
Свидетельствуют о наличии ранее второго пути «устои под пролеты для второй колеи на всех мостах и малых водопропускных сооружениях, и ширина насыпи»,- пишет один из путешественников - блогер Игорь Горлов.
Тайная ли эта дорога, запасной ли императорский путь? Архивы хранят молчание. Однако, мы знаем, что в ХIХ веке строительство железнодорожной станции в Бежецке было очень важным экономическим и политическим событием.
Станция берет свою историю в период, когда прокладывали железную дорогу между Москвой и Санкт-Петербургом. Здание вокзала построили в 1871 году. Исторические фотографии сохранили для нас облик первого железнодорожного вокзала. Сложно даже назвать то строение вокзалом – это был комплекс из многочисленных сооружений - небольшой городок. В ансамбль зданий входили: паровозный сарай, мастерские, водонапорная башня, нефтекачка, водокачка, баня, товарная контора, западная и восточная будки стрелочника, детский сад, два жилых дома.
До наших дней сохранились деревянные здания: детского сада, больницы и амбулатории, а также водонапорной башни, технических помещения.
На фотографии 1910-1912 года хорошо виден фасад вокзала. В сети Интернет размещен проект здания, можно детально рассмотреть план первого и второго этажей. Там размещались: вестибюль, три зала ожидания, багажное отделение, кассы, кабинет начальника станции, жилое помещение. В боковых флигелях предположительно находились комнаты для отдыха и прислуги. По общему распоряжению Государя, предписывалось проводить в зданиях вокзалов обеды, концерты и балы «с полубутылкой вина» и чашкою кофе. Все это должно было заинтересовать население в поездках по железной дороге. Точных данных, о том, проходили ли такие встречи в нашем Бежецком вокзале, у нас нет. Однако можем предположить, что местные купцы не могли ослушаться царевых распоряжений и, наверняка, проводили различные развлекательные общественные мероприятия в помещениях станции.
Ведь изначально красивые железнодорожные здания называли «Воксал» - английское слово, обозначающее увеселительное заведение с садом и залами для балов и концертов в пригороде. В России же, после постройки первого здания на станции Павловск в 1938 году, строение так и назвали «воксал», а потом в силу русско-язычного произношения оно видоизменилось на - «вокзал». И в дальнейшем так стали называть все пассажирские здания железнодорожных станций.
Архитектуре вокзальных комплексов в царской России уделялось пристальное внимание. Отмечалось, что строения должны были нести в себе не только инженерную функциональность, но и особый эстетический стиль. Именно с соблюдением всех этих норм и был построен Бежецкий железнодорожный вокзал.
В годы Великой Отечественной войны в 1941 году во время налета фашистской авиации деревянное здание вокзала сильно пострадало. И все-таки его первоначальный вид сохранялся достаточно долго.
Свидетельница тех событий Августина Ивановна Иванова, ветеран труда, 87-летняя пенсионерка, вспоминает:
- Проработала я на Бежецкой железной дороге более 40 лет. Начинала конторщицей, была оператором, помощником дежурного станции. Пришла работать в 1953 году. Здание еще стояло деревянное, такое с флигелями, после бомбежки еле восстановленное. Директор станции располагался в правом флигеле на втором этаже. Потом помню маленькое деревянное здание, а вскоре новое построили, каменное. Такое не очень красивое, как прежде, но мы были очень рады.
Современный вокзал Бежецкой железнодорожной станции построили в 1991 году. «На месте уникального памятника деревянного железнодорожного зодчества появилась заурядная «коробка», в которой лишь отдельные детали напоминали о недавней первозданной красоте», - отмечается водном из исторических материалов. Без особых изысков, панельное строение, выдержанное в скромных архитектурных формах, мало напоминало первоначальный вокзал, верой и правдой прослуживший людям 120 лет.
Что касается исторической памяти, то в здании вокзала сохранится только мемориальная доска, установленная в память о погибших при бомбардировках немецко-фашисткой авиации в годы Великой Отечественной войны. «Самый большой налет на Бежецк по свидетельствам очевидцев произошел 29 октября 1941 года. Немцы разбомбили старинный вокзал. Среди многочисленных жертв того налета были пассажиры в зале ожидания вокзала, железнодорожные рабочие, раненные из санитарного поезда», - пишет Людмила Власова, учитель.
Других исторических или памятных экспозиций в здании Бежецкого вокзала устанавливать не предполагается, как например в обновленном Тверском вокзале .Жаль, конечно, ведь с первым зданием Бежецкого вокзала связано много историй и воспоминаний горожан. Возможно, бежецкая железная дорога хранит и имперские тайны, которые затерялись в архивах, и пока остаются загадками.
И как знать, может быть сто лет назад, в 1917 году, в то тревожное для России время, в канун революционного переворота, проследуй Императорский поезд Литер А запланированным маршрутом, а именно через станцию Бежецк, то судьба нашей страны и Бежецкого железнодорожного вокзала сложилась бы совсем иначе...
"Бежецкая жизнь" №30 3.08.2017г.
фото Ю.Малыхин, Т.Скорнякова
фото:https://vk.com/photo-52291184_411936525
https://vk.com/album-62580556_228840573