Их считают «северными русскими», но их происхождение сложнее, чем кажется
Поморы в Новгородской Руси
Поморьем на Руси называли обширную страну, начинавшуюся на север от Белого озера на Вологодчине и тянувшуюся до самого Белого моря. Она распространялась на все острова, которые есть в этом «Студёном море». Северных пределов у неё не было, как, впрочем, западных и восточных. Там – бескрайняя ширь морская. Поморье простиралось туда, докуда могли доплыть кочи поморов.
Приход славян на берега Белого моря обычно датируют 11-12 веками. Возможно, они приходили сюда и раньше. Достоверно известно, что уже в 12 веке новгородские поморы плавали до Шпицбергена, который прозвали Грумант, а на востоке открыли устье великой сибирской реки Оби.
Поморы в Московском царстве
После присоединения Новгородской земли к Московскому государству в конце 15 века Поморье оставалось свободной землёй, где не было крепостного права. Вольные просторы Севера, как и южные степи, манили удалых и предприимчивых. В конце 16 века беглые новгородцы достигли Якутии, где положили начало существовавшей ещё в 20 веке этнографической группе чалдонов. Есть признаки, что тогда же они, задолго до экспедиций Беринга и Шелихова, достигли Аляски и основали первые поселения Русской Америки.
Поморы в Российской империи
В 17 веке Архангельск был единственными морскими воротами России, а поморы, живя морскими промыслами и торговлей, преуспевали. Они храбро стояли на защите Отечества. Когда в 1701 году шведская эскадра пыталась захватить Архангельск, помор Иван Седунов-Рябов вызвался быть для шведов подставным кормчим и посадил шведские корабли на мель прямо перед дулами Новодвинской крепости. Седунову повезло больше, чем Ивану Сусанину – раненый, он всё-таки выплыл на берег.
Но победа России в Северной войне не принесла поморам счастья. Пётр I, со своей привычкой всё рубить сплеча, запретил вести заморскую торговлю России иначе, как через основанный им Петербург. Мало того, под страхом смертной казни он запретил поморам строить свои традиционные морские суда – кочи, лучше всего приспособленные к северным условиям, и потребовал заменить их на корабли, сделанные по голландским образцам. В результате промыслам поморов был нанесён непоправимый удар.
В 19 веке поморы привлекли учёную общественность России как источник древнерусских мифов и песен. На русский Север потянулись писатели, поэты, этнографы – записывать былины и сказки, сохранившиеся среди жителей Беломорья.
Тайна происхождения поморов Интересно отметить, что Михайло Ломоносов никогда себя помором не считал. Он именовался двинянином. Это показывает, что в его время, в 18 веке, не всякий, кто жил на Севере, был помором. Имелась разница между старожилами Севера и теми, кто пришёл туда позднее. Поморы были старожилами.
Но к моменту прихода первых славян на Белое море здесь уже кто-то жил. И совсем не обязательно это были только саами и ненцы, которых славяне прозвали «лопари» и «самоеды». Где-то здесь находилась известная по скандинавским сагам богатая страна Севера – Великая Биармия. Русский историк Василий Никитич Татищев в 18 веке записал легенду, согласно которой основателем Древнерусского государства был Буривой – завоеватель Биармии, там же умерший.
Русский Север являет нам странные сооружения незапамятной древности – каменные лабиринты, чьё назначение и происхождение остаётся неизвестным. Лопари чуждались их, считая делом злых духов. Далеко не все названия рек и озёр Севера удаётся вывести из славянских и финноугорских языков.
Поморье хранит древние загадки своего заселения - такие как древняя Гиперборея, о которой вы можете подробно прочитать на нашем канале Древний Мир:
- археологические загадки русского севера,
- арктическая прародина арийцев,
- мнения геологов и биологов о Гиперборее.