Более 170 боевых вылетов. Десятки воздушных боев. Двенадцать потопленных кораблей и судов противника. В том числе крейсер Ниобе, переделанный в плавбатарею зенитной артиллерии. Легенда морской авиации!
Дважды Герой Советского Союза
Генерал-майор авиации
Раков Василий Иванович
8 февраля 1909 - 28 декабря 1996 гг.
Вся жизнь Василия Ивановича была посвящена боевой авиации. В 1928 году был призван в армию и направлен в военно-теоретическую школу летчиков. Затем в Ейскую военную школу морских летчиков. По окончании которой направлен в морскую авиацию.
Первой войной, для капитана Ракова, стала Зимняя война с Финляндией. С первых же дней которой, Василий Иванович проявил себя как опытный и хладнокровный командир.
В первый день войны, эскадрилья Ракова нанесла удар по военному аэродрому в нескольких километрах от Хельсинки. Финны не ожидали налета в такую погоду, и бомбардировщики СБ подошли к цели незамеченными. Зенитки открыли огонь, только после того как раздались первые взрывы. Эскадрилья ушла домой без потерь.
В декабре 1940 года, эскадрилья Ракова совершала налет на позиции противника. На этот раз внезапно подобраться не удалось. Зенитная артиллерия встретила бомбардировщики шквальным огнем. Одним из первых же залпов, машина Ракова была подбита. Левый мотор загорелся. Несмотря на это, Василий Иванович вывел эскадрилью на боевой курс и успешно отбомбился по позициям финнов.
За этот подвиг, 7-го февраля 1942 года, Василию Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза.
Великую отечественную войну, майор Раков встретил слушателем Военно-Морской академии. Полгода, с нетерпением, ожидал отправки на фронт. И в феврале 1942 года, наконец-то получил назначение командующим 2-й морской авиационной бригады .
Несмотря на высокую должность, регулярно совершает боевые вылеты. Принимает участие в боях за Керчь и Севастополь. Затем направлен в Ленинград. Где продолжает боевую работу. Летчики Ракова во главе с ним самим, летают бомбить позиции вражеской артиллерии. По словам сослуживцев,Раков часто использует тяжелый пикировщик Пе-2 как штурмовик. Сбросив бомбы, делает заходы на позиции врага, поливая их из пулеметов
Весной 1944 года в финский порт Котка пришел крейсер ПВО Ниобе. Советским командованием было принято решение уничтожить корабль, который мог существенно затруднить действия советской авиации над береговой линией Финляндии.
Первая попытка уничтожить крейсер, в июне 1944 года закончилась неудачей. Ни одна бомба не попала в корабль. Из-за спешки в подготовке операции, были задействованы ближайшие полки, основу которых составляли молодые, неопытные летчики.
Вторая попытка - операция "Ураган", в начале июля 1942 года, была подготовлена намного более серьезно. Сводной авиагруппой командовал полковник Раков. Он же лично вел в атаку лидирующее звено бомбардировщиков. Пе-2 накрыли Ниобе сплошной волной взрывов, подошедшие за ними тяжелые Дугласы добили избитый крейсер крупнокалиберными бомбами.
За уничтожение крейсера Ниобе - Василий Иванович был награжден второй звездой Героя Советского Союза.
После войны, Василий Иванович окончил Академию Генерального штаба. служил на Тихоокеанском флоте. Преподавал в военно-морской академии.
Вышел в отставку в 1971 году. Продолжил преподавательскую деятельность. Автор книг "Крылья над морем", "Над морем и сушей! и "В авиации моя жизнь" Соавтор нескольких учебников для морской авиации.
Умер Василий Иванович 28 декабря 1996 года в родном Ленинграде. Городе в котором он вырос, и который яростно защищал. Похоронен генерал-майор Раков на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Про других советских асов можно прочитать тут:
10 малоизвестных фактов об И.Кожедубе
Лидия Литвяк, самая результативная женщина истребитель
Михаил Девятаев, совершил побег из плена на бомбардировщике
Женский бомбардировочный полк - ночные ведьмы
Первый налет советской авиации на Берлин
Легенда штурмовой авиации Михаил Ефимов
Самый результативный истребитель - Владимир Бобров
Лучший летчик морской авиации - Борис Сафонов
Уважаемый читатель! Пожалуйста оцени статью лайком! Это помогает ориентироваться какие темы для Вас интересны.
Не забудьте подписаться - впереди много интересного!
Буду очень благодарен если поделитесь ссылкой на статью с друзьями!