Одной из ключевых задач, решаемых сегодня региональной властью, является восстановление исторического центра Курска. Для участия в конкурсе архитекторов привлекаются те, кто способен современность совместить с традициями, устремленность в будущее – с 1000-летней историей.
Однако без идейного наполнения самые грандиозные сооружения останутся пустой оболочкой, поскольку кроме внешнего требуется и внутреннее восстановление – животворящая основа процесса именно в этом. Необходимо чтобы и сами куряне – нынешнее и грядущие поколения – глубоко осознавали кто они, откуда и куда идут, чтобы не плавали в пространстве собственных истории, культуры, этнографии. Только таким образом Курск может реально стать уникальным культурно-историческим центром.
Можно, конечно, уподобиться страусу, прятать голову песок и говорить: у нас всё хорошо! Но ни к чему хорошему эта тактика не приведет. Для того чтобы улучшить позиционирование Курского края, включая как привлекательность для туристов, так и собственную самооценку курян, на новом витке исторической спирали необходимо стремление к новому, а именно создание новых брендов.
Итак, что такое бренд? Дословно это фабричная марка, торговый знак, имеющие высокую репутацию у потребителей. Это вкратце, а если более подробно – как об этом пишется на одном из интернет-порталов:
«Бренд это не просто торговая марка, бренд это целый набор признаков, отличающих компанию от остальных и делающих её легко узнаваемой среди потребителей. Английское слово brand переводится как «символ, отличающий компанию от конкурентов». Создание, развитие и продвижение бренда называется брендингом».
Или так: «Бренд - это совокупность представлений, ассоциаций, образов, идей и обещаний, которые складываются в умах людей».
Слово, конечно, режет русское ухо, не мешало бы найти ему соответствие, но в любом случае в основе бренда лежит СИМВОЛ. И тут впору вспомнить приписываемое Конфуцию известное изречение: «Знаки и символы правят миром, а не слово и закон».
В чём же на сегодня проблема символики, брендинга Курского края? В мёртвой привязке к установкам советской эпохи. Возьмем, например, рекламный буклет «Символы Курского края». Характерно, что в разделе «Великие люди Соловьиного края» из восьми представленных личностей семеро – советские граждане, причём двое из них – Хрущёв и Брежнев, и только последним – как бы невзначай – указан Серафим Саровский. Та же картина и в топонимике города – в названиях улиц, памятниках. Красный Октябрь, 50 лет Октября, Большевиков, Урицкого, Марата, Маркса, Энгельса, Либкнехта… - при этом на банерах значится горделивое «Курск – город православной культуры» - нонсенс!
И вот древний Курск, готовящийся отметить 1000-летие своей истории, оказывается замкнут на 70-летнем советском периоде. А так как эпоха давно сменилась, идеология ушла, то и советские установки совершенно не действуют – в особенности на новое поколение. Оттого и в сфере культуры наблюдается застой. Молодое поколение не понимает старшее и наоборот – поскольку живут в непересекающихся пространствах.
Посему нужны новые – объединяющие - символы - но где же их взять? Ответ очевиден - из истории. По принципу: новое - хорошо забытое старое. В качестве примеров раскрученных брендов вспомним всемирный ажиотаж вокруг творчества Толкина, а также получивший в настоящее время огромную популярность кельтский дискурс.
Но могут возразить - ведь из фигур глобального масштаба ни Булгаков, ни Гоголь, ни Пушкин, ни Бажов с его уральскими самоцветами и никакой другой автор, чье творчество и сегодня будоражит сознание, в особенности детей и молодёжи не родились в Курске и не имеют к нашему краю никакого отношения - и как же здесь быть?!
Но это взгляд поверхностный. Вот есть Свиридов, Фет каким-то боком… Но мало толку от того, если просто кричать на каждом углу: Свиридов великий! Свиридов великий! Тут надо еще заинтересовать публику. А для этого самому нужно глубоко разбираться в предмете и находить в нём новые смыслы, созвучные современным вызовам. Иными словами, быть неисправимым энтузиастом, следуя девизу Одиссея: бороться и искать, найти и не сдаваться. И тогда откроются такие горизонты!
И что для нас самое главное и самое интересное – история Курского края из своих недр предъявит нам символы и фигуры вполне сопоставимые с названными и содержащие в себе именно то востребованное, связанное, например, с исторической героикой, романтикой и столь популярным сегодня обращением к славянской мифологии.
Николай Полевой – блестящий прозаик из курского купеческого рода, зачинатель русской исторической прозы, теоретик русского романтизма, основоположник журналистики, историк-новатор и литературный критик. Одним словом, фигура колоссальная, равновеликая самому Пушкину. Но для того чтобы это понять, требуется проникнуть в предмет, всесторонне его изучить и убедиться в том, что тема эта совершенно неисчерпаемая, бездонная – для грядущих поколений.
А чего стоят, например, «Деяния Петра Великого» ещё одного представителя курского купечества Ивана Голикова, грандиозный памятник XVIII века, который в работе над своей «Историей Петра» тщательно штудировал Пушкин. Или же наследие литературной династии Марковых, где старший Владислав – «курский Вальтер Скотт» – автор увлекательнейшего романа «Курские порубежники», по сути, литературного воплощения истории региона. Средний Евгений – литератор столь широкого профиля, что одно только перечисление его работ займет целую страницу. Младший Ростислав – краевед, творческий подход которого может стать путеводным символом для изучения на курской почве славянских традиций, этнографии и мифологии. Эти «золотые жилы» просто нашпигованы разнообразными шедеврами и артефактами. Но всё это малоизвестно, на задворках, не переиздавалось более ста лет.
Практически не используется историко-культурный потенциал таких героев земли курской как Ипполит Богданович – автор «Душеньки», ученик Хераскова, член масонского общества. Как один из основателей русской Америки Григорий Шелихов, еще один представитель знаменитого курского купечества. С его собственноручными записками мало кто знаком, а это связано со столь интересной темой как романтика путешествий и открытий, а дальше ниточка тянется к фигуре командора Николая Резанова (он, кстати, зять Шелихова), прославленной благодаря божественной музыке Алексея Рыбникова.
И еще – уроженец Старого Оскола Курской губернии Иван Путилин – не кто иной как «курский Шерлок Холмс» собственной персоной. На задворках остаётся фигура художника Вячеслава Шварца, основоположника исторической школы в российской живописи, предтечи Сурикова и Репина. А кулинарная тема! Ведь с Курском непосредственно связаны 2 шедевра в этом жанре – настоящие энциклопедии кулинарного искусства от Елены Молоховец и Екатерины Авдеевой. Последняя еще и пионер в собирании русских народных сказок – именно Екатерина Авдеева, сестра Николая Полевого, впервые записала с раннего детства всем нам знакомого «Колобка».
А уже в ХХ веке это и Пимен Карпов с его феноменальным романом «Пламень»; и поэт-символист Валериан Бородаевский; и Владимир Аристов – создатель исторических романов, без вести пропавший во время Великой Отечественной войны. И такие музыкальные асы недавнего прошлого и настоящего как проведший в Курске школьные годы титан академической музыки ХХ века Всеволод Задерацкий; и представитель нового тысячелетия, ныне живущий в Германии автор «Нового Фауста» Геннадий Ильин.
Что же касается преодоления главенствующей в советский период идеологии – тут требуется вовсе не отказ от наследия, а некоторый пересмотр явлений. Соответствующий времени новый взгляд, где корневым является отношение к братоубийственной гражданской войне. Ведь это не иначе как национальная трагедия, требующая не воспевания одной из сторон и отвержения другой, а преодоления разделенности, исцеления.
И для того чтобы жизнь заиграла по новой, чтобы исторический центр был реально восстановлен, энергетическое ядро заработало с новой силой и регион в своем развитии вышел на новый виток спирали, просто необходима хорошая встряска – в лучшем смысле этого слова.
Олег Качмарский