Иногда говорят, что Москва – это государство в государстве. А я бы сказала, что в этом государстве в государстве есть еще одно маленькое, но могущественное государство – империя кино, Мосфильм.
Правда, как оказалось, все реквизиты и декорации после съемок фильмов уничтожают. Представляете, как обидно?! Особенно если попался не самый талантливый оператор (эх, не всем же быть Юсовыми), который не смог показать во всей полноте подготовленный бойцами невидимого кино-фронта декорации, костюмы, дворцы, автомобили, грим, макияж…
Вот, к примеру, как выглядит сейчас площадка, на которой когда-то снимали начало фильма «Изгой» с Томом Хэнксом.
А если бы все декорации сохранялись – представляете, какой это был бы… экологический кризис?! ))) Ведь кино – эта пресловутая вторая природа, которую человек создает «сверх» природы первой – натуральной, естественной. Планете и так грозит кризис перенаселенности, а тут – трах-тарарах, и создаются дополнительные миры (и ведь сотнями в год создаются), которые тоже надо где-то хранить.
Ну, да как бы то ни было, все-таки виват тем мастерам, которые создают кино и умудряются кое-что материальное из кино-мира оставлять на память потомкам.
Вот идешь, скажем, по коридорам Мосфильма, а тебе говорят:
а вот машина, на которой ездил Штирлиц (помните, Мюллер спрашивал: «какая марка Вашей машины?» - а Штирлиц ему: «Мерседес Бенс»… - якобы Мюллер не знал). Кстати, этот же автомобиль снимался в фильмах «Щит и меч», «Судьба человека», «Тегеран-43» и многих других.
А вот эта «тачанка-ростовчанка» снималась во всех фильмах про неуловимых мстителей.
(Кстати, жуткая морда над тачанкой – «персонаж» «Карнавальной ночи-2».)
«Кто заказывал такси на Дубровку?» ;)
А вот это – самый ценный экспонат авто-коллекции Мосфильма. Сначала считали, что на этом авто катались члены царской семьи до Первой мировой. И только когда провели специальную экспертизу, выяснилось, что машина была трофеем Второй мировой, и привезли ее откуда-то из Европы. Как и большинство экспонатов, машина до сих пор в рабочем состоянии и хоть сейчас готова сняться еще во многих фильмах. Ну, а «за плечами» у этой «актрисы» уже такие замечательные фильмы, как «Бег», «Неуловимые мстители», «Корона Российской империи», «Трактир на Пятницкой» и т.д., и т.п.
А вот эта карета славно снималась в фильмах «Война и мир», «Анна Каренина», «Дворянское гнездо» и «Формула любви». Помните, юную спутницу графа Калиостро мутит в дороге? А он этак полуотечески на нее смотрит. Так вот дело было в этой самой карете. Наверно, актеры сидели в ней, а снаружи участники технической группы раскачивали карету… первый дубль, второй… пятый… двадцатый… Тут кого хочешь замутит, наверняка актрисе особенно и напрягаться не надо было, чтоб достоверно сыграть… ))
Впрочем, что я все о машинах да каретах? Много на Мосфильме и других экспонатов. Например, костюмов. Вот попробуйте угадать, в каких фильмах снимались эти наряды (в качестве подсказки – фотоснимки этих фильмов рядом с экспонатами).
(Подскажу: на фото – костюмы из «Женитьбы Бальзаминова», «Пятнадцатилетнего капитана» и «Войны и мира».)
А вот «коротковата кольчужка» из «Александра Невского».
Тут же, в павильонах Мосфильма, снимают, как правило, природу и другие города и страны. Не верите? Наверняка многие знают, что в Гайдаевском фильме знаменитые кадры, как Остап Бендер и Киса Воробьянинов шли по Большой грузинской дороге, сначала снимали на натуре – выезжали в горы, везли туда драгоценную громоздкую аппаратуру, гоняли бедного Пуговкина с колбасой в зубах по горам… А когда посмотрели потом отснятое, Гайдай все забраковал и переснял опять-таки в помещении. И ведь замечательно получилось! И то же самое – практически со всеми приключениями Шурика-Демьяненко.
А еще интересна работа в кино парикмахеров, визажистов, гримеров. Настоящий грим накладывается чуть ли не по нескольку часов и является при этом одноразовым. Наверно, иногда актерам жаль снимать грим – интересно было бы пощеголять «в миру» в образе барышни-искусительницы или монстра-вампира.
Только в кино женщины стремятся выглядеть не моложе, а старше, даже старее. Что ж, без проблем, современный кинематограф запросто поможет им в этом.
Плюс есть на Мосфильме традиция «срывать маски». Ну, то есть делать маски с актеров. Прижизненно. Вот полюбуйтесь – кто как вышел. По-моему, лица вполне узнаваемы и довольно красивы – даже без грима и сценических костюмов. Вот и задумаешься: а правда ли, «главное – чтобы костюмчик сидел»?
Попробуйте – угадайте, где чья маска. Разберетесь?
Ну, а современные сериалы и ток-шоу снимают тут же. Заливают в павильонах пол льдом или водой. Выстраивают арены для шоу и квартиры с ваннами и прочими удобствами. Кстати, вы заметили, что в фильмах, где действие происходит в квартире, редко показывают потолок? А все потому, что сверху обязательно должна быть осветительная аппаратура, причем много такой аппаратуры, поэтому потолок мешает, вот и стараются его чаще всего не показывать.
Особенно режиссеры любят павильон номер 5 – он считается счастливым, и если в нем снимаешь – это гарантия, что фильм не ляжет на полку.
А если в кино надо снять нечто глобальное? Скажем, не просто квартиры или сцену, а дома, храмы, подводные лодки..? Пожалуйста! Делают макет, который потом показывают издалека, соответственно оформляя «окружающую среду». Например, макет самолета, который якобы летит по небу, – на фоне голубоватой ткани, на которую дуют специальные дымопускающие машины (именно так снимали, скажем, первый отечественный фильм-катастрофу – «Экипаж»). Если надо снять дом в снегу – снимают макетик из картона, окружая его ватой. Словом, уловок-ухищрений много.
Ну, а напоследок – о еще одном государстве в государстве. На Мосфильме построили и потом взяли и не разобрали, как все остальное, самый настоящий город с домами, церквями, гостиницами, трактирами. Причем от съемок к съемкам, как пел когда-то Башлачев, «этот город плывет и меняет названья». Если надо снять фильм о буднях российской полиции – дома имеют один облик, если фильм о венецианских историях – облик домов меняется. Так, сначала тут снимали «Всадник по имени Смерть», а потом – «Мертвые души», «Статского советника», «Гибель империи», «Доктора Живаго», «Анну Каренину» и др., и пр.
Посмотрите, как забавно: старинные дома (некоторые стилизации – прямо вылитый Саврасов, не так ли?..) на фоне суперсовременного небоскреба.
И еще любопытно, что все дома построены из… картона. И все остальное тут тоже ненастоящее. Идешь по улице, замечаешь ворон на крышах, а они, оказывается, приклеенные; видишь в окнах приветливые зановесочки, а в доме на самом деле – ничего, посмотрите внимательно, это особенно заметно на верхнем фото.
Ну что, понравилось вам на Мосфильме? Как считаете, по пути вам с нашим кинематографом (будь то современным, будь то классическим)? Ежели да – то «внимание, мотор, камера!..» - «Поееехааалииии!» )))