В сентябре дети приходят в школу: полны желания, свежие, отдохнувшие, готовые учиться. И учителя — отдохнувшие, свежие, готовые учить. Дети не кричат, не дерутся, не выхватывают бутерброды друг у друга.
И всё это длится первые три недели сентября.
Школьное бабье лето.
* * *
Белла, десятый класс, уходит в другую школу, принесла букет роз: «Вы первый директор в моей жизни, по которому я буду скучать».
Первый директор в её жизни...
* * *
Один очень известный педагог-гуманист в последние годы как-то много стал говорить о божественной сущности ребёнка и о том, что дети — посланцы другого мира здесь, на Земле.
Всматриваюсь внимательно в лица и спины любимых учеников — никаких признаков ангельской природы. Скорее рожки полезут, чем крылья за спиной прорежутся. Может, где-то на Земле и есть гуманистические школы с ангелоподобными детьми, а у нас дети — просто дети. За что я их очень люблю, всех.
* * *
Каждый учитель на первом уроке говорит, что его предмет самый нужный в жизни.
Я веду что-то типа истории культуры.
Наверное, начну с того, что мой предмет совсем не нужный в жизни.
* * *
Главным достоинством традиционного урока является чёткость и ясность.
А нетрадиционного — неясность, недосказанность...
* * *
Возможно, понял главную проблему школы: в школе должно быть всё понятно.
Рассортировано, разложено по полочкам.
В конце урока прошу написать в тетради: «Мне непонятно...».
* * *
Не знаю, каковы формальные результаты моих уроков. Но, как мне кажется, с урока ученики уходят в хорошем настроении.
Как бы сказали китайцы, у них возрастает жизненная сила.
Вот такая психотерапия получается.
* * *
Только дети дорастают до возраста, когда можно поговорить о смысле жизни — а тут ЕГЭ сдавать.
Так и жизнь проходит.
* * *
Я понимаю родителей, требующих строгости. Когда болеешь и сидишь дома два-три дня, то думаешь: «Почему бы не затянуть гайку до конца и не потребовать по полной программе?»
А потом приходишь, смотришь на эти лица, и — не получается. Что-то не закручивается.
* * *
Сходили с одиннадцатиклассниками на «Географ глобус пропил» вместо уроков.
На перемене, преодолевая лестничные пороги, горланят:
«Его же посадят, его же посадят за мёртвых детей...»
Вздрогнул.
* * *
Снисходителен к ученикам, пришедшим из обычной школы: Разрешаю на уроке говорить, когда хотят,
Ведь там они долго молчали.
За каждый год школы – месяц на реабилитацию.
Петя, 10 класс, посчитав: «Как раз до конца года хватит».
***
Щепки – это, как известно, внутришкольная валюта,
В дверь моего кабинета просовывается голова Вовы:
– Где тут щепки дают?
– Смотря за что.
– Я газету делаю.
– Учитель, кто дал задание, тот и щепки даёт.
– Я без задания, я сам газету делаю.
Не удушишь просто так свободную прессу.
***
Я не ругаюсь на детей за невыполненное задание;
И не потому, что добрый учитель – нет!
Я директор школы,
И у меня большой опыт работы со взрослыми.
***
Заметил, что после четырёх уроков в день
Чувствую себя лучше, чем после двух;
Школа – всё ж хорошее дело,
Если правильно подобрать дозировку.