Найти в Дзене

Школьное бабье лето

В сентябре дети приходят в школу: полны желания, свежие, отдохнувшие, готовые учиться. И учителя — отдохнувшие, свежие, готовые учить. Дети не кричат, не дерутся, не выхватывают бутерброды друг у друга.

И всё это длится первые три недели сентября.

Школьное бабье лето.

* * *

Белла, десятый класс, уходит в другую школу, принесла букет роз: «Вы первый директор в моей жизни, по которому я буду скучать».

Первый директор в её жизни...

* * *

Один очень известный педагог-гуманист в последние годы как-то много стал говорить о божественной сущности ребёнка и о том, что дети — посланцы другого мира здесь, на Земле.

Всматриваюсь внимательно в лица и спины любимых учеников — никаких признаков ангельской природы. Скорее рожки полезут, чем крылья за спиной прорежутся. Может, где-то на Земле и есть гуманистические школы с ангелоподобными детьми, а у нас дети — просто дети. За что я их очень люблю, всех.

* * *

Каждый учитель на первом уроке говорит, что его предмет самый нужный в жизни.

Я веду что-то типа истории культуры.

Наверное, начну с того, что мой предмет совсем не нужный в жизни.

* * *

Главным достоинством традиционного урока является чёткость и ясность.

А нетрадиционного — неясность, недосказанность...

* * *

Возможно, понял главную проблему школы: в школе должно быть всё понятно.

Рассортировано, разложено по полочкам.

В конце урока прошу написать в тетради: «Мне непонятно...».

* * *

Не знаю, каковы формальные результаты моих уроков. Но, как мне кажется, с урока ученики уходят в хорошем настроении.

Как бы сказали китайцы, у них возрастает жизненная сила.

Вот такая психотерапия получается.

* * *

Только дети дорастают до возраста, когда можно поговорить о смысле жизни — а тут ЕГЭ сдавать.

Так и жизнь проходит.

* * *

Я понимаю родителей, требующих строгости. Когда болеешь и сидишь дома два-три дня, то думаешь: «Почему бы не затянуть гайку до конца и не потребовать по полной программе?»

А потом приходишь, смотришь на эти лица, и — не получается. Что-то не закручивается.

* * *

Сходили с одиннадцатиклассниками на «Географ глобус пропил» вместо уроков.
На перемене, преодолевая лестничные пороги, горланят:
«Его же посадят, его же посадят за мёртвых детей...»

Вздрогнул.

* * *

Снисходителен к ученикам, пришедшим из обычной школы: Разрешаю на уроке говорить, когда хотят,

Ведь там они долго молчали.

За каждый год школы – месяц на реабилитацию.

Петя, 10 класс, посчитав: «Как раз до конца года хватит».

-2

***

Щепки – это, как известно, внутришкольная валюта,

В дверь моего кабинета просовывается голова Вовы:
– Где тут щепки дают?
– Смотря за что.
– Я газету делаю.
– Учитель, кто дал задание, тот и щепки даёт.
– Я без задания, я сам газету делаю.

Не удушишь просто так свободную прессу.

***

Я не ругаюсь на детей за невыполненное задание;

И не потому, что добрый учитель – нет!

Я директор школы,

И у меня большой опыт работы со взрослыми.

***

Заметил, что после четырёх уроков в день

Чувствую себя лучше, чем после двух;

Школа – всё ж хорошее дело,

Если правильно подобрать дозировку.