Классика: как правило, первый опыт заказа сайта заканчивается печально – сайт не приносит конверсий и продаж. Самый острый вопрос для предпринимателей: либо как сделать сайт «нормально» с первого раза, либо как его переделать, если уже есть негативный опыт его использования. Малый бизнес часто старается сэкономить на создании сайта, особенно на старте, поэтому мы уже писали о том, на чем нельзя экономить при создании сайта. А вот что же учесть, при заказе сайта у подрядчика, чтобы получить продажи и прибыль мы расскажем в данной статье.
Самая распространенная тема – какую систему управления сайтом (CMS) выбрать? Отметим сразу, что на самом деле не этот фактор является самым главным, именно поэтому так часто происходит разочарование после получения готового сайта от исполнителя. Основная цель сайта – это получение трафика. Прежде, чем принять решение о том, каким должен быть сайт нужно определиться каким образом планируете получать трафик: SMM, контекстная реклама, SEO-продвижение, e-mail-рассылки или что-либо иное.
Сайт как источник привлечения трафика
Мало кто представляет, что для получения трафика из поисковых систем необходимо соблюсти определенные технические требования при создании сайта. Для этого к процессу разработки привлекается SEO-специалист, который должен анализировать поисковую выдачу в вашей тематике, собирать семантическое ядро, определять на его основе структуру сайта (и только так!), затем прописывать на страницах мета-теги и составлять ТЗ для копирайтера.
Есть два распространенных заблуждения:
1) Мета-теги – это и есть “SEO”. Часто заказчики говорят: да, что уж там, можно сделать сайт и на конструкторе, там все есть для SEO – и keywords, и title, и description. Однако это далеко не главное для успешного привлечения поискового трафика. Эту тему мы раскроем в отдельной статье.
2) Структуру сайта можно сделать так, как видится самому клиенту, по логике. К сожалению, логика отдельно взятых пользователей или самого заказчика не всегда совпадает с алгоритмом поисковой системы, что приводит к дополнительным затратам при продвижении сайта из-за переделки структуры или отсутствию результатов по привлечению поискового трафика.
Вывод: В Техническом задании от исполнителя должно быть четко прописано участие в проекте SEO-специалиста, а точнее тот факт, что структура сайта строится на основе семантического ядра, а последнее, в свою очередь, будет согласовано с заказчиком.
А как же сделать «продающий» дизайн?
В дизайне есть определенные критерии, которые важно соблюсти. Тем не менее, здесь не может быть универсальных рецептов, которые точно стоит использовать, т.к. это один из субъективных факторов. Правильно анализировать успешных конкурентов (находящихся в ТОП поисковой выдачи), выделить у них некоторые общие тенденции и на них ориентироваться. Для экономии бюджета вам может быть достаточно два макета: главной страницы и второстепенной.
Однако, иногда более интересный сайт для пользователей, если макет страницы раздела «блог» отличается от макета коммерческих страниц (с товарами или услугами), а также свой макет имеет страница контакты. Для интернет-магазина также отдельный макет может быть для категорий товаров, карточек товара, корзины. Нужно четко представлять себе годится ли для решения задач пользователей один шаблон для всех внутренних страниц.
Практически обязателен для качественного продвижения адаптивный дизайн, даже в тех случаях, если в отрасли мало пользователей, которые могли бы приходить на сайт с мобильных.
Распространенные ошибки в дизайне:
1) На страницах нет главного заголовка H1 (или их несколько при верстке макета). Должно быть прямо указано в ТЗ, что заголовок H1 на всех страницах должен быть и только в единственном экземпляре. Чаще всего без главного заголовка остается главная страница, что может создавать сложности при дальнейшем продвижении. При этом не всегда такой заголовок позже легко добавить, не нарушив изначально созданный дизайн.
2) Излишнее внимание уделяется мелочам, хотя до появления первого трафика практически невозможно узнать насколько пользователи хорошо реагируют на сайт. Гораздо важнее:
- хорошие шрифты – не мелкие, достаточно контрастные. Лучше всего самый четкий вариант: черный или темно-серый шрифт на белом фоне без дополнительных засечек, витков и т.п.
- легкое нахождение контактов в шапке сайта и «подвале» сайта (футере, как его еще называют, т.е. внизу страницы). Не забудьте, что к контактам относится также и график работы компании, телефон с кодом города (пригодится для правильной геопривязки сайта поисковой системой), карта с адресом в разделе «контакты».
- не перегруженность всплывающими окнами, т.к. это может привести к обратному эффекту. Например, хорошо использовать чат на сайте через мессенджеры (удобно пользователям) и чат сервиса «Яндекс-диалоги» (последний является фактором ранжирования сайта в поисковой системе, поэтому не стоит его игнорировать).
- соблюдать цветовую гамму (если у компании есть корпоративный стиль или уже узнаваемый бренд).
Вывод: любые другие детали, пожалуй, являются лишними на первоначальном этапе. Даже идеальный с точки зрения заказчика дизайн, может быть, придется править, когда на сайте будет достаточно трафика и станет ясно как на это массово (это ключевое слово) реагируют пользователи.
Что учесть в наполнении контентом?
Если нужен поисковый трафик, то здесь все более или менее понятно – есть технические требования, и они должны быть учтены в ТЗ. А что же с рекламой? Что если сайт не планируется продвигать с помощью SEO-оптимизации? Для контекстной рекламы также есть требование к релевантности посадочной страницы (может влиять на цену клика), поэтому для обоих источников трафика (рекламы и SEO) необходимо учесть тот факт, что лучше наполнить сайт оптимизированными текстами. Однако и тут есть нюансы:
- если у вас очень конкурентная тематика, то может быть недостаточно вписать вхождение ключевых слов «на глазок», потребуется применить программу-текстовый анализатор. Если в проекте создания сайта участвует SEO-специалист, то это не составит труда. Хороший текст будет написан одинаково хорошо, как для людей, так и для поисковых систем.
- тексты должны писаться на основе семантического ядра. Если даже вы хотите написать их самостоятельно – отдайте на переработку специалистам написанное по смыслу. Тогда текст будет скорректирован в верную сторону и для поисковых систем.
- для текстов должен быть отдельный бриф, который вы передадите исполнителю. Определите ключевые моменты: в чем преимущества бизнеса, почему пользователь должен купить именно у вас, какие возражения должен преодолеть потенциальный покупатель, какую цель должна преследовать страница: оставить заявку, заполнить форму обратной связи, положить товар в корзину, подписаться на рассылку и т.п.
Как посчитать предполагаемый объем текста? До проведения анализа сложно определить объем текста до каждого знака. Но есть некие средние критерии, которых можно придерживаться: 2-3 тыс. знаков на страницу для сайта услуг и около 300-500 знаков без пробелов для карточек товара и страниц с разделами в интернет-магазинах. Возможно, после сбора семантического ядра и проведения текстового анализа объем текстов скорректируется и нужно будет доплатить исполнителю за увеличенный объем, если того требует оптимизация сайта.
Контент – это не только текст. Помните, что лучший вариант – это собственные фотографии товара или изображения для сайта услуг. Уникальность контента сыграет вам на руку, если вы хотите, чтобы продвижение было эффективным. Чем более конкурентная отрасль, тем большее значение имеют любые мелочи. Уникализировать изображения можно внося изменения в стандартные картинки усилиями дизайнера.
Какой должна быть система управления сайтом (CMS)?
С этого вопроса многие и начинают мысли о создании сайта. Тем не менее, нужно учесть следующее:
- система управления подойдет бесплатная, если у вас предполагается вполне стандартный функционал. Одна из самых недорогих – WordPress.
- сайт на любой системе управления лучше для поискового продвижения, чем сделанный на конструкторе.
- если нужна экономия и планируете наполнять сайт в дальнейшем самостоятельно, то хорошо запросить инструкцию у исполнителя. Уточняйте сразу, сколько стоит час работы программиста при корректировке сайта на выбранной CMS. Отдельные системы управления, например, Битрикс, обойдутся дороже, если понадобятся услуги программиста.
- Не типовые, самописные системы управления не лучше и не хуже – все должно решаться, исходя из функционала сайта. Но в случае с самописными, лучше иметь какие-то инструкции к ней и придерживаться долгосрочных отношений с одной компанией/программистом. Постоянная работа разных специалистов над таким сайтом может привести к печальным последствиям, если вы не в силах проверять их работу и грамотно ставить задачи.
Подведем итоги
Хорошо оптимизированный сайт – это почти 50% успешного продвижения в поисковых системах. Не скупитесь на этапе его разработки, и это окупится сторицей. В частности может уменьшить дальнейшие затраты на SEO-продвижение сайта.
На стоимость клика в контекстной рекламе влияет релевантность посадочной страницы – не скупитесь на тексты, даже если сайт нужен только для рекламы.
Поставьте на сайт самые основные счетчики статистики – Яндекс.Метрику и Google Analytics, так вы будете знать, что можно улучшить.
Не вкладывайте много сил в дизайн. Любой дизайн нужно тестировать. У него есть лишь один критерий качества – он должен нравиться и быть удобным большинству пользователей, а не лично директору компании (грустно, если это наоборот).
Подумайте о продажах – каждая страница сайта должна выполнять какую-то цель. Какое конверсионное действие должны будут совершить пользователи на каждой странице? Именно об этом должен думать исполнитель, создавая ваш сайт.
Понравилась статья? Поставьте нам лайк!
Есть вопросы? Задайте нам их в комментариях!
Интересен наш канал? Подпишитесь и будьте в курсе всех передовых новостей в сфере маркетинга для предпринимателей!