Общаясь с кандидата на какую-либо должность всегда задаю вопрос: в чем истинная причина ухода из компании. Для меня данный момент является очень важным, именно он позволяет понять отношения в коллективе, в котором трудился соискатель, понять отношение руководства к моему потенциальному коллеге, понять как он выстраивает не только профессиональные коммуникации, но и социальные контакты.
К сожалению, все чаще стала сталкиваться с тем, что кандидатов просто "выживают" из компании и самое ужасное, что причиной становилась не уровень профессиональных компетенций или низкие результаты работы, а необходимостью оптимизировать расходы и сократить штатную единицу или, что еще хуже, не стал подхалимом и лицемерным человек, поддерживающим неформального лидера и соглашающимся во всем, даже во вред интересам бизнеса и своим собственным.
Собрав достаточное количество материала о том, как ухищряются работодатели создать настоящий ад сотрудникам, которые уже не угоден, очень хочу с вами поделиться, возможно кто-то из вас уже испытывает на себя что-то подобное.
Итак, поехали:
1. Самая часто встречающаяся ситуация - это выживание из компании при помощи команды. Как это происходит: коллектив перестает коммуницировать с сотрудником на неформальные темы, при входе сотрудника в корпоративную кухню или курилку прекращаются какие-либо разговоры, вся работа превращается в бюрократический процесс, решение задач затягивается. Все это приходит к тому, что человек начинает чувствовать себя изгоем, у него пропадает стимул, положительный настрой, период с понедельника по пятницу для него становится настоящей каторгой, все чаще возникают мыли о поиске работе, ну и как следствие смена места работы.
2. Второй по популярности способ - снижения уровня дохода при помощи штрафов или занижения показателей эффективности, которые привязаны к бонусной части заработной платы. В данной случае к "выживанию из компании" подключается руководитель сотрудника: не согласовывает закрытие задач, занижает показатели KPI, ограничивает количество инструментов в решении поставленных задач и право использования авторитетного рычага управления.
3. Еще один инструмент психологического давления - постоянное напоминание о его низком уровне квалификации. Руководитель постоянно критикует отчеты, отдавая на доработку, публично высмеивает инициативы и говорит насколько он "не профессионален". Сотрудник начинает жить с чувством, что он плохой и всем всегда мешает.
4. Увеличение объема работы и профессиональная перегрузка - еще один способ заставить уволиться. Достаточно часто работодатель увеличивает объем работы в 2, а иногда и в 3 раза, мотивируя тем, что это все временно, что сейчас это важно и нужно, при этом не расставляя приоритеты в выполнении задач и за каждую допущенную ошибку руководитель достаточно в жесткой форме и не выбирая выражений имеет право "наказать нерадивого сотрудника". Через какое-то время сотрудник сам инициирует свое увольнение, понимая, что он не готов работать в таких условиях, с таким объемом работы и с прежним уровнем дохода.
5. И самое непрофессиональное и некорректное, что может сделать работодатель - устроить "подставу". Например, "потерять" бухгалтерские документы, которые запрашивает в налоговая в случае проверки, грозящей колоссальные штрафы, или "украсть", а точнее не догрузить, часть товара, который везет водитель-экспедитор в точки. В результате, сотрудник напуганный последствиями, которые могут произойти, считает за счастье покинуть компании.
Лучшее, что может сделать работодатель - это честно поговорить с сотрудником, объяснить сложившуюся ситуации и постараться договорится. Нужно уметь уважать не только себя и свой бизнес, но и персонал, который годами приносил пользу компании!