28 февраля в российский прокат выходит драма Эрика Барбье по роману Ромена Гари «Обещание на рассвете». Публикуем небольшой отзыв об этом замечательном душевном фильме.
Знаете такой анекдот про министра, его жену и дворника? Тот, в котором женщина говорит, что, выйди она за дворника, тот стал бы министром. Это бродячий сюжет, у него много вариантов, но вершителем мужской судьбы по итогу признается женщина. Суждение спорное, безусловно, зато не вызывает сомнений один факт: почему-то такой судьбоносной женщиной оказывается, как правило, жена. А почему, собственно, не мать? Неужели с уходом моды на фрейдизм мамы перестали что-то решать в жизни сыновей? Может, некоторым просто стыдно признаться в обратном? И если кому-то и вправду стыдно, то однозначно не Ромену Гари.
Человек с невероятной судьбой, не просто заставший все главные потрясения XX века, но и принявший в них непосредственное участие, Ромен Гари написал пронзительный в своей искренности роман-посвящение, роман-благодарность «Обещание на рассвете». Трехсотстраничное признание в любви к той, что посвятила всю жизнь единственному ребенку, верила в его великое предназначение и внушала эту веру ему, той, ради кого он стал писателем, дипломатом, летчиком, героем войны, всенародным любимцем.
«Обещание на рассвете» — это автобиографический роман, опубликованный в 60-е годы и экранизированный еще в 70-е (реж. Жюль Дассен). То есть Эрик Барбье не первым взялся за киноадаптацию этого произведения.
Даже странно, что режиссеры нечасто обращаются к биографии Ромена Гари: его жизнь очень легко поддается экранизации, поскольку полна событий самого разного толка. Можно представить ее как социальную драму, романтическую комедию, шпионский боевик, мелодраму, приключенческий или политический фильм. А какой получился бы фильм о Второй мировой войне на основе его биографии! Оккупация Франции, вступление в ряды войск сопротивления, участие в Североафриканской кампании. И на такой фильм, разумеется, можно смело вешать одну из самых подкупающих и самых привлекательных бирочек — «основано на реальных событиях». Исторический факт всегда поразительнее и парадоксальнее, чем любая выдумка.
При такой насыщенности впечатляющими фактами выдержать выбранную главную линию, не рассеяться на отдельные поразительные случаи, не пытаться разорваться, охватив все, и сохранить тем самым целостность — самая сложная задача для режиссера. Как это удалось Эрику Барбье, сказать трудно. Наверное все дело во врожденном чувстве меры. Барбье не делает упор ни на одной из глобальных и таких соблазнительных тем, наоборот, он использует их как размытый пастельный фон, на котором фактурно вырисовываются характеры персонажи. В конце концов, фильм (и роман) именно о характерах, об отношениях — слишком близких, слишком трогательных, порой неловких, тягостных и очень нежных — между матерью и ребенком. Вот что поистине важно, что определяет становление личности. А эмиграция, антисемитизм и война — это так, шум времени.
«Обещание на рассвете» рассказывает о том, как сильная женщина воспитывает сильного мужчину. И тут они на равных. Главный герой не Роман Кацев (настоящее имя Ромена Гари) и даже не Нина Кацев, а они оба. Причем отношения с другими людьми в этом фильме как бы нанесены пунктиром: да, другие люди есть, но речь не о них.
Наверное, наиболее удачным было бы сравнение этого фильма с «Форрестом Гампом». Перед нами необыкновенная история необыкновенного человека, точнее ее часть (от его раннего детства до зрелого возраста), насыщенная какими-то невероятными стечениями обстоятельств, событий, удач, потерь, слез, улыбок, наивности. Но единственно важным, связующим звеном будет преданная, беззаветная любовь к женщине. У Форреста была Дженни, у Ромена — Нина. До определенного, переломного, момента. (При желании параллели можно найти не только на уровне сюжета, но и на уровне монтажа. Что ни в коем случае не является упреком во вторичности.)
О качестве фильма говорит и то эмоциональное состояние, в котором вы пребываете по окончании просмотра. После «Обещания на рассвете» вы чувствуете себя немного побитым, но вдохновленным: хочется что-то делать, куда-то идти. Например, в книжный за томиком «Европейского воспитания», если в домашней библиотеке его нет, или на концерт Макса Рихтера (по поводу саундтрека — отдельные восторги), или в МФЦ, чтобы оформить визу и съездить во Францию. Но сильнее всего хочется, конечно, маме позвонить.