Найти тему
Классическая ГИТАРА

Norbert Kraft о записи классической гитары и лейбле Naxos

Оглавление

Norbert Kraft (b. 1950) — канадский гитарист, педагог, продюсер, аранжировщик и автор музыки. Родившись в Линце, Австрия, он переехал с родителями в Канаду в 1954 году, учился в Королевской музыкальной консерватории в Торонто, а среди его учителей были John Mills и Aaron Shearer.

Norbert Kraft является победителем Segovia International Competition на Майорке в 1985 году, и, будучи исполнителем международного класса, много гастролировал как солист и камерный музыкант, записав (в частности, вместе со своей женой Bonnie Silver, пианисткой и клавесинисткой) множество альбомов на лейбле Naxos Records.

Kraft опубликовал ряд аранжировок и транскрипций музыки в стиле барокко, соло и камерной музыки, включая произведения для гитары и клавесина, а также учебный репертуар для гитары, вошедший затем в официальную учебную программу Королевской консерватории в Торонто, где он работал (наряду с Manhattan School of Music в Нью-Йорке).

В 1994 году он возглавил на лейбле Naxos проект «Guitar Collection» (самый обширный проект записи гитарного репертуара, когда-либо предпринятый) в качестве продюсера и художественного руководителя. В результате он выпустил более 350 записей, включая оркестровую, сольную, оперную, хоровую и камерную музыку, а его работы как продюсера получили четыре номинации и одну премию «Грэмми». Norbert Kraft — возможно, самый плодовитый инженер и продюсер классической гитары нашего времени.

Вот пример одной из его недавних записей:

Из интервью, опубликованного (фр.) в 2011 году:

Naxos — энциклопедический лейбл, и в 1992 году они захотели создать самый большой каталог записей в мире. Сначала они говорили со мной о 20 - 30 компакт-дисках в год. Понимая, что это невозможно для одного артиста, я пригласил нескольких своих уважаемых коллег для участия в создании этой серии записей классической гитары, первоначально — полных комплектов работ Сора, Понсе, Брауэра, Родриго и так далее.
Фактически, когда моя деятельность в качестве продюсера существенно выросла, я понял, что не могу заниматься всеми вещами сразу. Я почувствовал, что могу принести гораздо больше в мир гитары благодаря уникальной возможности, предлагаемой Naxos, и решил сосредоточиться именно на этом. Ничто не может заменить эмоции живой игры перед аудиторией, но нашу серию "Naxos Guitar Collection" я считаю историческим вкладом в мир гитары.
Я в шутку говорю, что просто взял 30-летний обходной путь, выступая и преподавая на университетском уровне, чтобы подготовиться к тому уровню работы, которую делаю сейчас [из другого интервью].
Со временем я собрал респектабельную коллекцию микрофонов и записывающего оборудования. Когда я начинал работать с Naxos, они позволили мне (вместе с моей женой) использовать это оборудование для записи моих первых компакт-дисков. Мы потратили много времени в поисках идеального места для записи и обнаружили красивую церковь недалеко от Торонто, акустика которой идеально подходит для записи гитары. Мы не жалели времени и провели дни и недели, чтобы опробовать все микрофоны, настройки и оборудование во всех возможных конфигурациях и оптимизировать запись в этом пространстве. Именно здесь мы сделали почти все наши записи для Naxos, и будем продолжать это делать.
Вскоре после этого, благодаря качеству и успеху наших первых записей, Naxos начала доверять нам другие проекты, касающиеся записи различных инструментов. И мы оказались производителями дисков со скрипкой, фортепиано, арфой, камерной музыкой, а также специализировались на записи барочных оркестров и опер.
Наш подход к производству записей в основном делает упор на музыкальную сторону. Как инженер, я должен очень хорошо знать записывающее оборудование и цифровое редактирование, но это всё относительно формализовано.
Однако, есть один элемент, которому нельзя научить, и который я считаю решающим для успеха сеанса записи. С точки зрения производства, мы не отслеживаем фальшивые ноты или интонации, но полностью «инвестируем» в процесс интерпретации каждого исполнения. Конечно, артист привносит законченную интерпретацию, в которую мы не вмешиваемся. Но мы пытаемся оценить идеи артиста с позиции слышания микрофоном. Поскольку реальной аудитории нет, продюсеру важно быть чутким слушателем, помогающим создавать креативные записи. Запись — это невероятно стрессовый акт, и одна из наших главных обязанностей — помочь артисту чувствовать себя максимально свободно.
Даже опытные артисты, которые часто записываются, по-прежнему считают запись самой стрессовой ситуацией в своей работе. Несмотря на то, что у вас есть возможность сделать несколько дублей, артист чувствует, что каждая нота записывается навсегда и навечно. Это делает «идеальную интерпретацию» весьма трудной задачей. Проще говоря, сеанс записи — это совсем другое средство выражения, нежели чем концерт, и его нужно готовить отдельно. По иронии судьбы, я часто видел исполнителей, которые приходили записывать пьесы, которые они играли годами, не зная, как подготовить их к записи. Небольшие ошибки, которые будут легко забыты после концерта, не могут быть записаны. Микрофоны настолько близки, что как будто усиливают все огрехи. Вот почему артисты должны готовиться с чрезвычайным вниманием, сохраняя свободу интерпретации даже после седьмого или семнадцатого повторения какого-то отрывка. Кроме того, в этом случае нет того физического контакта со слушателем, которое исполнитель имеет на концерте.

Из интервью, опубликованного (англ.) в 2018 году:

Как изменилась запись классической гитары в последние годы (если изменилась), и какие новшества в оборудовании или технике записи повлияли на это?

Помимо того, что я стал лучше и эффективнее расставлять приоритеты в деталях, я научился после первых нескольких лет «не мешать». Попытки заставить артистов работать «лучше» иногда имеют неприятные последствия, когда исполнитель скорее зажимается, чем становится более свободным. Таким образом, важный аспект моей работы связан с психологией ситуации и умением распознавать, когда артиста больше нельзя «подталкивать».
С другой стороны, некоторые исполнители действительно приветствуют всякие музыкальные предложения, которые затем превращаются в действительно творческое музыкальное партнерство на сессии. Это особенно верно, когда я записываю камерную музыку, и я действительно чувствую, что являюсь неотъемлемой частью представления, а не просто сторонним наблюдателем.
Кто-то может подумать, что когда микрофоны установлены, я просто сажусь и позволяю музыкантам сделать их работу. Но моя настоящая работа похожа на работу режиссёра, руководящего и формирующего представление с той точки зрения, которую артист просто не может иметь. Я слышу как слушатель, а микрофоны фактически «слышат» иначе, чем сами исполнители.
Что касается микрофонной техники, пуристы скажут, что «один микрофон» лучше всего подходит для самого чистого и естественного звучания. Или, по крайней мере, только один точечный источник для стереопары. Я использовал это, и до сих пор делаю так частично, скажем, при записи фортепиано. Ещё я часто «обыгрываю» разные микрофоны, а у каждого микрофона свой характер, и это мало чем отличается от разных характеров у музыкальных инструментов (большинство гитаристов имеет несколько гитар, даже одного производителя, у каждой из которых есть своя индивидуальность, подходящая для разных музыкальных жанров).

Не могли бы вы вкратце рассказать о проблеме захвата звука гитары? Когда вы записываете гитариста в относительно реверберирующей среде, такой как церковь или концертный зал, ваш подход к микшированию отличается от того, который вы применяете в обычной студии?

Я очень редко записываю в сухой студии и почти всегда использую «акустические» площадки. Разумеется, они различаются в зависимости от инструмента — для фортепиано или струнного квартета требуется акустика, отличная от той, что подходит для оркестра в стиле барокко, или оперы, и так далее. Большая задача — найти «идеальное» место для любого инструмента.
Что касается гитары, то я нашел действительно волшебное пространство в самом начале — около 24 лет назад — и всегда записывал себя и других гитаристов там. Это церковь St. John Chrysostom в Newmarket, Онтарио, Канада. При входе в это помещение некоторые из моих молодых артистов смотрят мечтательными глазами и называют его «церковь Naxos». Это немного странное здание — церковь на около 600 мест, очень высокая у алтаря, где находится зона исполнения, с пятью сегментами в нижней задней стене, которые дают отражение обратно на сцену, делая реверберацию довольно длинной и сложной. Это дает мне свободу подойти довольно близко к инструменту и уловить суть его звучания, почти услышать, как дерево «дышит» во время игры, реальное волшебство!
Существует искусство найти правильную «точку расцвета» для каждого инструмента и смешать этот «прямой» звук с нужным количеством реверберации, в зависимости от того, должен ли результат быть более «сухим», например, для современной музыки или музыки классического периода, или более «романтическим», с большей реверберацией.

Если бы вам пришлось записывать классическую гитару с одним микрофоном низкой или средней цены, что бы вы выбрали?

Я лично не исследовал низкобюджетное домашнее оборудование, поэтому не могу дать много конкретных советов. Но обязательно должен быть конденсаторный или, возможно, ленточный микрофон. Вопреки названию, с «динамическими» микрофонами динамика просто недостаточна и обычно не может раскрыть глубину или тонкости классической гитары; они обычно делают гитару жестяной и сжатой. Вот где должны быть самые большие инвестиции: если исходный звук плохой, нет способа «исправить его в миксе».
Затем, если это возможно, нужно использовать симпатичное живое пространство определённого размера. Вы можете подумать, что «живая» комната, такая как прихожая или кафельная ванная комната, может обеспечить это, но на самом деле комната должна быть достаточно большой, чтобы избежать множественных ранних отражений звука.
Если у вас есть доступ к хорошему потенциальному музыкальному продюсеру — возможно, коллеге, учителю или кому-то, у кого есть уши и музыкальные знания, которым вы доверяете — это снимет с вас огромную нагрузку во время записи и позволит вам сконцентрироваться на задаче исполнения. Это будет больше похоже на представление, чем игру под микроскопом.
Запись — это, конечно, другая форма искусства, нежели чем живое исполнение, и их не следует путать или сравнивать. Со всеми инструментами, которые мы имеем в нашем распоряжении, она может быть мощным средством выражения. Ничто не заменит живое выступление, творчество текущего момента, на ваших глазах! Но с другой стороны, профессиональная запись — это то, где артист может рисковать, делать большие динамические эффекты, привносить новшества в интерпретацию, и, что немаловажно — это венец его музыкальных достижений. Несмотря на текущее финансовое состояние звукозаписывающей индустрии в целом, артисты должны быть услышаны, и слушатели всегда будут использовать записи, чтобы их услышать.

Читайте также:

Классическая гитара, путеводитель по каналу