Когда говорят про детство в СССР, большинство пацанов нашего поколения, конца семидесятых и восьмидесятых, вспоминают почти одно и то же: железные маузеры со съемной крышкой для вставки пистонов, пластмассовые красно-желтые АК с голубыми штыками, не убиваемые до сих пор модели бронетехники, ковбойцев с индейцами и викингами, и, само собой, плоских оловянных солдатиков. Ну, вроде вот таких:
Или таких:
Ну, в общем вы понимаете, о чем я.
Мне же не особо повезло. Как-то так вышло, что из всей мальчишечьей желаемой боевой красоты, в наличии имелись только пираты. Это нестерпимо ранило детскую душу и заставляло искать выход.
Взятая в библиотеке прекрасная книга "Корабли и солдатики" помогла лишь на самую чуточку, ведь попытка сделать отливку для оловянного потерпела крах. Да, ничего не вышло, а из свинца получалось отливать только корявые кресты или неуклюжие кастеты, все равно забираемые старшаками для своих старшаковских школьно-дискотечных нужд.
Попытка делать их из цветной проволоки, как подсмотренные в "Технике молодежи", не задалась с самого начала. Вместо чуть пузатых, но четких и дерзких солдафонов, марширующих по столу, выходили калечные полурукие выродки.
Было страшно обидно и желалось как-то перебороть несправедливость. Идею подкинула мама, явно понявшая всю глубину угнетения, куда падало ее чадо и решившая предложить эрзац. Эрзац, спрятанный в картонную коробку с надписью "Пластилин для лепки", оказался целым миром и настоящим волшебством. С 1988-го и по первые два года девяностых эти странно пахнущие цветные прямоугольники стали друзьями, помощниками и местом, что сейчас стоило бы назвать идеальной целью эскапизма, побега с настоящим Питером Пэном в Неверлэнд, страну Нигденикогда, прятавшую в себе какие-то тогдашние переживания и грусти.
Первое лето прошло в постройке крепостей и их штурме. Виноват был "Айвенго", показанный по телику и книга, обнаруженная на полке.
Второе, вместе с приехавшим братом, мы провели в войнах обеих Америк и англо-бурских побоищ. Тут нам помогла прочитанная по очереди книга из серии "Мир приключений", прятавшая под лихой обложкой Луи Буссенара и Гюстава Эмара. Вот такая, вы же помните:
Капитан Сорви-голова и колониальные англичанцы в пробковых шлемах заполонили собой половину бабушкиного дома и наши старики лишь ворчали, наблюдая за очередным сражением у Блуфонтейна.
Беда подкралась откуда не ждали. Из ларька "Союзпечати", где в продажу поступил второй выпуск поистине культовой "Русская армия 1812-го года" Олега Пархаева:
Один из лучших художников-униформистов и баталистов, творя благо, сделал ужасное, сам того не ведая.
Кирасиры, непременно саксонские, взвод гренадёров Лейб-гвардии Преображенского полка, артиллеристы, гусары с уланами и все остальные виды и рода войск росли пропорционально покупаемому пластилину. Благо, тот был хорош и дешёв. Бабушка с дедом вздыхали и не знали - как прекратить напасть. Дома, в учебную неделю, было чуть проще, но мама, в очередной раз отчищая палас, вздыхала не меньше.
Помощь пришла оттуда же, откуда и напасть. Из Союзпечати. В виде набора открыток "Стойкий оловянный солдатик". И количество перешло в качество, потому что дух соревнования захватил меня с головой.
Так что... Когда говорят про детство в СССР, большинство мальчишек вспоминают почти одно и то же: железные маузеры со съемной крышкой для вставки пистонов, пластмассовые красно-желтые АК с голубыми штыками, не убиваемые до сих пор модели бронетехники, ковбойцев с индейцами и викингами, и, само собой, плоских оловянных солдатиков. А мне в голову приходят другие, ни разу не виданные в натуре, встреченные только в комплекте открыток и вбившие в мой шальной мозг желание иметь именно их. Увлечение изменилось, коллекция маленькая, всего 50-т фигурок, в основном серых, но странная страсть осталась. А началось все с них, со сказочной точности миниатюрных воинов времен Отечественной войны, отлитых и раскрашенных в СССР:
В работе над статьей использованы фотографии из открытых сетевых источников.